Работа мерчандайзером: краткий обзор специальности

Работа мерчандайзером: краткий обзор специальности

Мерчендайзер, или, согласно правилам русского языка, "мерчандайзер", является экспертом в области маркетинга, который отвечает за организацию продаж. Его задачей является продвижение конкретного товара или продукции бренда. В данной статье мы рассмотрим, какие задачи выполняет мерчандайзер в магазине и кто может стать таким специалистом.

Мерчандайзер - кто это и чем занимается

Мерчандайзерство как профессия появилось довольно давно, но ее корни ведут к самому зарождению торговли. Тем не менее, далеко не все знают, кто такой мерчандайзер и каковы его обязанности.

Основная задача мерчандайзера заключается в стимулировании продаж. Однако сам мерчандайзер не взаимодействует напрямую с клиентами. Его основная задача - организовать эффективное взаимодействие покупателя с продукцией.

Для успешного выполнения своей работы мерчандайзеру необходимо находить баланс между пятью ключевыми элементами:

  • товар;
  • место;
  • время;
  • объем;
  • стоимость.

Иными словами, работник этой специальности должен понимать, с какой продукцией ему предстоит работать, учитывать специфику места, где он работает, ориентироваться на сроки выполнения задачи, а также иметь представление о том, каков объем товара и какая его цена. Если учесть все эти факторы, объем продаж можно увеличить на 200-300%. Не стоит забывать, что правильный выбор мерчандайзера - это залог успешной работы магазина.

Многим может показаться, что все обязанности мерчандайзера сводятся к выкладке товаров, но это далеко не так. Выкладка товаров - это всего лишь видимая часть работы, чтобы рационально распределить продукцию, необходимо понимать, как ее местоположение влияет на выбор потребителей. Таким образом, должности мерчандайзера включают в себя:

  • Изучение покупательского интереса. Мерчандайзер должен узнать, кто составляет целевую аудиторию, как ее состав изменяется в зависимости от времени года и что она предпочитает. Необходимо также проанализировать сотрудничество и другие факторы, влияющие на потребность в товарах.
  • Формирование ассортимента продуктов и его поддержание. Анализ потребительского поведения позволяет составлять список покупок для наполнения полок.
  • Конкурентный анализ. Работник этой профессии должен обратить внимание на то, что покупатели внимательно следят за заменой товаров, и сообщить об этом работодателю. В свою очередь, работодатель проведет анализ причин смены товаров и примет меры для привлечения потребителей.
  • Отчетность. Мерчандайзер является частью маркетинговой цепи. Он должен продемонстрировать результаты своей работы и ее вклад в общее дело.

Обычно контроль за работой мерчандайзера возлагается на супервайзера по мерчандайзингу. Если вы начинаете работу мерчандайзером, то через некоторое время у вас будет возможность вырасти в руководителя. Для этого вам нужно не только выполнять выкладку товаров, но также уделить больше внимания аналитике и отчетности.

Работа мерчандайзера: виды и возможности

Работа мерчандайзера: виды и возможности

Для того чтобы понять, как работает мерчандайзер, сначала необходимо определить его основную цель. А затем рассмотреть различные способы, которыми он достигает этой цели.

Основным местом работы мерчандайзера являются гипермаркеты и супермаркеты. Его могут закрепить за конкретной торговой точкой, в таком случае его называют стационарным. Однако, если мерчандайзер перемещается между различными магазинами в течение рабочего дня, то его называют мобильным. Но даже будучи мобильным, территория его деятельности может быть ограничена в соответствии с определенной торговой сетью или географией.

Существует несколько разновидностей мерчандайзеров в зависимости от подхода к их основным функциям:

  • Технический мобильный или стационарный мерчандайзер, который занимается размещением продукции на полках и может работать как в одном магазине, так и перемещаться по сети.
  • Визуальный мерчандайзер, создатель атмосферы, который знает, что кроме вида товара, важно создать правильную обстановку в магазине. Он работает чаще всего в одном магазине, создавая в нем неповторимую атмосферу.
  • Перекрестный стационарный или мобильный мерчандайзер, который формирует тематические зоны под свой продукт. Он анализирует, вместе с чем покупают тот или иной товар (например, блины - как правило рядом с маслом).

График работы мерчандайзеров обычно очень гибкий. Он может быть частичной занятостью в разных форматах: от неполного рабочего дня до нескольких смен или по графику 2/2, а также работать только по выходным дням.

Основные критерии, которыми руководствуются работодатели при найме мерчандайзеров, достаточно просты и не требуют наличия высшего образования. Такие критерии можно перечислить следующим образом:

  • Гражданство Российской Федерации или документы, подтверждающие наличие разрешения на работу в РФ.
  • Наличие медицинской книжки.
  • Физические параметры: устойчивость на ногах, быстрота реакции, выносливость.
  • Личностные качества: коммуникабельность, внимательность, энергичность, умение работать в коллективе и быстро обучаться психологии клиентов.

Мерчандайзер, который не имеет опыта работы в этом направлении, но готов проходить стажировку и всесторонне изучать свое дело, имеет все шансы на успешное обучение и затем на трудоустройство. Ответственность и дисциплина – это то, что прежде всего интересует работодателя.

Студенты, которые ищут работу на неполный рабочий день или на выходных, смогут зарабатывать путем поиска вакансий мерчандайзера. Это отличная возможность работать и не отрываться от учебы. Кроме того, студенты получают ценный опыт и лучшие перспективы в будущей карьере, особенно если они изучают маркетинг.

Вопросы, касающиеся заработной платы, являются одними из наиболее важных и актуальных для любого работника. Если речь идет о мерчандайзере, то здесь тоже существует ряд факторов, который сильно влияют на размер получаемой им зарплаты. Сразу стоит отметить, что размер оплаты услуг мерчандайзера зависит от ряда факторов, среди которых можно выделить регион, где расположен магазин, а также задачи, перед которым стоит специалист.

В марте 2019 года среднемесячный доход мерчандайзеров по всей стране составлял 31 200 рублей. Однако, как показывает статистика, заработная плата этой категории специалистов существенно разнится в зависимости от региона. Наиболее высокие зарплаты на данный момент платят на Московщине и в Ленинградской области.

Отметим, что зарплата мерчандайзера напрямую зависит от места работы, ведь крупные ритейлеры платят больше, чем небольшие магазины. Кроме того, на размер оплаты услуг мерчандайзера влияет вид занятости - полная, частичная или связанная с вахтой. Важен также список обязанностей - наличие дополнительных задач, таких как работа водителем, грузчиком или товароведом, повышает зарплату специалиста.

Если говорить о конкретных цифрах, то в Москве мерчандайзер может рассчитывать на получение максимум 75 000 рублей, в то время как в Санкт-Петербурге - на 52 000 рублей. Однако, стоит учитывать, что вакансии с неполным рабочим днем могут оказаться более выгодными, поскольку они позволяют работать с несколькими компаниями одновременно.

Стоит отметить, что для работы мерчандайзером необходимо обладать специальными профессиональными знаниями и навыками, однако для этой профессии не требуется высшее образование в области экономики. Поэтому, в целом, перспективы карьерного роста для специалистов по продвижению товаров, которые работают мерчандайзерами, достаточно высоки, а заработок вполне достойный, что делает эту профессию привлекательной для многих людей.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *