Завтра, 28 августа - Успение Божией Матери
28 августа - Успение Богоматери – заключительный праздник церковного года.
В отличие от дней памяти святых мучеников, которые уже в I-II вв., погибая на глазах у братьев, почитались христианами, праздники в честь Богородицы более позднего происхождения. Они появляются в результате богословских споров с еретиками о догмате Боговоплощения, вынудивших Церковь пристальнее вглядеться и осмыслить фигуру Девы Марии. Случилось это лишь в V в. на Эфесском и Халкидонском Вселенских соборах.
О Рождестве Божией Матери или ее Благовещении Новый Завет кратко говорит, а вот об ее Успении нет ни слова. И не случайно, что вскоре (кстати, так сказать) возникают наиболее ранние церковные апокрифы, детально повествующие о жизни и смерти Богородицы. И дело не в том, что апокриф – это сказка, нет, наверняка там есть немало крупиц истины, и зачастую в них отражен традиционный взгляд на Богородицу, но это воспоминания, предания, записанные спустя полтысячелетия, то есть, с большими наслоениями, искажениями. Поскольку апокрифы содержат домыслы и противоречия, они не могут быть включены в церковный канон.
Основными источниками о жизни Богоматери служат такие апокрифы, как «Протоевангелие Иакова», «Книга о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя», а о последних днях повествуют «Сказание об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова и «Исход Марии Девы». Всего известно не менее 70 различных апокрифов, написанных на десятке языков, включая славянский. В итоге в VI в. появляется праздник Успения, а в VIII-IX вв. апокрифическая фактура входит в церковную гимнографию и богослужебные тексты.
Согласно этим текстам, Божией Матери о смерти было возвещено заранее Архангелом Гавриилом. Она очень хотела попрощаться с проповедовавшими по всему миру апостолами, и те были чудесным образом перенесены в Иерусалим. Не оказалось здесь только Фомы, который прибыл лишь спустя три дня после ее погребения, изъявив при этом желание проститься с телом. Апостолы зашли в усыпальницу, однако Девы Марии не обнаружили, найдя лишь погребальную плащаницу. Все эти обстоятельства сильно напоминали Воскресение Христово. Затем Богородица явилась апостолам, призывая их не плакать, уверяя, что она с ними «невидимо» всегда. Богородица в третий день телесно воскресла, подобно Христу, и уже сейчас достигла жизни «будущего века», которая остальных ожидает только после кончины мира.
Апокрифическое предание об Успении отразилось на православии двояко, в богослужебную практику оно вошло, а в догматику нет. Точка зрения по этому вопросу не сформулирована, лишь подчеркивается, что нельзя основывать учение Церкви на таких ненадежных источниках. Впрочем, для католической доктрины здесь проблем нет, там считают догматом не только воскресение и вознесение Богоматери, но и последовавшую затем "коронацию".
Подробнее - в "СВ" №33 от 23 августа, номер находится в продаже.
Фото Игоря ГЛУЦКОГО.
Последние новости
Ловозерский ГОК участвует в обсуждении Концепции устойчивого развития коренных народов
МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ, /НИА-МУРМАНСК/. Проектный офис развития Арктики (ПОРА) провел заседание дискуссионного клуба, посвященное Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера,
Погода в Кольском Заполярье: местами снег и мороз до -23 градусов
Сегодня утром в Мурманске температура воздуха составляет -20 градусов, ветер юго-западный 4-6 м/с По данным Мурманского УГМС, 23 декабря на территории области ожидается переменная облачность.
В Мурманскую область идет затяжное потепление: с 25 декабря +1°
Таким прогнозом поделился Росгидрометцентр. Сегодня утром в Мурманске температура воздуха опустилась до отметки -21 градус.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований