Христианство: религия духа или культ святынек?

Очередная авторская публикация о церковной жизни будет посвящена проникновению фетишизма в православие.

Очередная авторская публикация о церковной жизни будет посвящена проникновению фетишизма в православие. Религиозный фетишизм – явление магического характера, примитивизация религиозности, поклонение неодушевлённым предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства отвращать несчастье и приносить удачу.

Как известно, христианство, прежде всего, религия духа, и масса подвижников спокойно обходились безо всяких материальных предметов, участвуя в непосредственном богообщении. При этом вещественность как таковая не отрицается, многие носят нательные крестики, имеют иконы. Эти предметы служат своего рода свидетельством о горнем мире, лишним напоминанием, что жить нужно по совести, но не более того. Молятся не иконе (дереву), а той личности, которая на ней изображена. Молиться иконе или иным предметам, уповать на их некую самостоятельную силу немыслимо.

Но в обыденной церковной практике обряд и фетиш во многом подменили сердечную веру. Зашел в храм – расцеловал все иконы – зачет! Выстоял на ногах полную службу – крутая вера! Посчастливилось припасть к мощам святого - ждет тебя благо! Сейчас по всем епархиям путешествуют частицы мощей, чудотворные, мироточивые иконы, прочие предметы. Это объявляется величайшим событием в жизни верующих, в прихожанах вольно или невольно тем самым поощряется магизм. Я уже не говорю о сомнительности происхождения многих таких святынь. Еще в XIX в. подсчитали, что в различных церквях и монастырях Европы в качестве священных реликвий хранятся 7 голов, 7 челюстей, 9 рук, а также 11 указательных пальцев Иоанна Крестителя. Подобное можно сказать и о многих других артефактах.

Фетишизм существует не только в умах невежественных прихожан, многое идет сверху. Кто-нибудь, к примеру, объяснит, как в православных молитвословах среди утренних молитв оказалась молитва ко Кресту, то есть к неодушевленном предмету. При всем уважении к реликвии, это молитва дереву, а не к тому, кто на нем распялся.

«Пречестный и животворящий кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа́… Помогай ми со святою госпожею девою Богородицею и со всеми святыми». Никого дерево не прогоняет и никому не помогает - помогает Бог. Сравните: «Огради мя, Господи, силою честнаго и животворящего твоего креста». Чувствуете разницу? Чем не фетишизм такое обращение ко кресту? А что это, когда человека, пришедшего на причастие, некоторые рьяные деятели в рясах не допускают до Чаши из-за того, что на нем нет нательного крестика?

Ящик Пандоры открыт. Как привлечь народ в церковь? Учить Слову Божию? Мартышкин труд. А вот что! Штампуем больше святынь. Шапочка преподобного Иова Почаевского, стоптанные тапочки святителя Спиридона Тримифунтского, частица дуба Мамврийского, камень первомученика Стефана, водичка и сухарики. И так далее и тому подобное. Приложил к поясу Богородицы поясочек: святыня готова, забирай, «освятил» цветочек на могилке старца – будь здоров! Полуграмотные монахи заряжают фенички, прикладывая их к артефактам, оставшимся от какого-нибудь святого, не хуже Чумака с Кашпировским. И да, кстати, денежку не забудьте положить, а то православная магия не подействует.

Сами православные горько иронизируют по поводу этого явления, сочиняя такие молитвы: "О, преславнии, всечестнии, святии и многоцелебнии дары, яже от волхвов, оградите ны от всякия беды, напасти и нестроения, низпослите на ны, грешныя, милости ваша богатыя и подайте нам по милости своей здравия и долгоденствия, молитвами всепречистаго и преславного пояса Богородицы, великаго и всехвальнаго креста апостола Андрея Первозваннаго, святых риз святителя Спиридона Тримифунтскаго, святыя кафизмы святителя Иоанна Сан-Францисскаго, святых праведных шляпы и сапог Иоанна Кронштадтскаго, всечестнаго чугуннаго сосуда преподобнаго Серафима Саровскаго, и частицы святаго зуба медведя его…».  Камни и деревья, пояса, тапочки и кресла, одним словом, весь иконостас, моли Бога за нас!

Такой дремучий фетишизм оскорбляет чувства верующих.

Полностью материал читайте в "СВ" №37 от 20 сентября.

Игорь ГЛУЦКИЙ. Фото из интернета .

Последние новости

Кастомные зонты и погода настроения: как выделиться в сером городе

Почему зонт с индивидуальным дизайном — это не просто защита от дождя, а стильное заявление о себе

Цераксон и спорт: восстановление организма после травм

Разбираемся, как препарат помогает спортсменам быстрее восстанавливаться после травм, и в каких случаях он может стать ключевым элементом в реабилитации.

Депутат Мурманской областной Думы Александр Клементьев проработал обращение жителей Мончегорска по проблеме вывоза ТКО с площадки возле дома № 13 по наб. Климентьева

Зимой на личном приеме к депутату Мурманской областной Думы Александру Викторовичу Клементьеву обратилась жительница дома № 13 по наб.

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Керчи

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *