22.07.2022

АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. Шпицберген, Свальбард, Грумант

Так уж получилось, что я, в силу разных причин, передвигаюсь по городу на такси.

Так уж получилось, что я, в силу разных причин, передвигаюсь по городу на такси. У каждого из водителей есть свое любимое радио, которое он, а значит и его пассажиры, слушают во время поездки. Вот во время одной из таких поездок услышал я в радиоэфире беседу с адвокатом. Он смело резал правду-матку, а когда ведущий попытался его урезонить, адвокат сказал, что он уже в том возрасте, когда бояться нечего. Дословно он сказал, что ему столько лет, что он помнит времена, когда Собчак был мужчиной. И я сделал вывод, что адвокат мой ровесник. Ведь и я прекрасно помню времена, когда Собчак был мужчиной, а его дочь Ксюша обычной ленинградской профессорской дочкой.

А недавние события, связанные с попыткой Норвегии заблокировать наши грузы, предназначенные для россиян, работающих на Шпицбергене, породили в моей голове другие ассоциации. Я прекрасно помню те времена, когда господин Столтенберг был министром иностранных дел Норвегии, а вовсе не генеральным секретарем НАТО. Впрочем, как и в случае с Собчаками, речь идет о двух разных Столтенбергах, но, как и Собчаки, находящихся в кровном родстве. Министром иностранных дел был Торвальд Столтенберг, а генеральным секретарем НАТО является его сын Йенс. А Торвальда еще называют отцом Баренцева Евро-Арктического региона.

Мой отец еще во времена Советского Союза говорил мне, что именно Норвегия, а вовсе не Германия или Франция, и даже не Великобритания, является лучшим другом и самым надежным партнером Соединенных Штатов Америки в Европе. И Норвегия всегда охотно подтверждала слова моего отца. Надо предоставить аэродром авиабазы в Будё для американских самолетов-разведчиков SR-71? Пожалуйста. Установить рядом с границей с русскими сверхсовременный радар? Извольте. Запустить в Баренцево море напичканный сверхсовременной техникой корабль-шпион «Марьята»? Будьте любезны. Провести учения НАТО в непосредственной близости с российско-норвежской границей? Со всем нашим удовольствием!

И вот теперь от лояльного королевства понадобилась еще одна услуга - заблокировать российские грузы для Шпицбергена. По надуманной причине. Норвежская таможня должна проверить, нет ли среди грузов, предназначенных для российского поселка Баренцбург на Шпицбергене санкционных товаров. Причина тем более кажется надуманной, если знать, как наши грузы доставляются на Шпицберген. А грузы для треста «Арктикуголь» идут в Баренцбург с континентальной части Норвегии. В целом, их маршрут таков: из Мурманска автомобильным транспортом в Тромсё, в Тромсё грузят на контейнеровозы и - на Шпицберген. Согласитесь, наивно предполагать, что дисциплинированные норвежские таможенники манкируют своими обязанностями и не досматривают грузовики на российско-норвежской границе.

Надо было вопрос как-то решать. Если доброе слово не действует, значит надо достать из кобуры «Кольт». Примерно так говорят лучшие норвежские друзья из-за океана? В нашем случае роль «Кольта» сыграла угроза денонсации договора о спорных территориях в Баренцевом море от 2010 года. Полностью он называется «Договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане». А если говорить короче, то по этому договору мы уступили Норвегии 175 тысяч квадратных километров шельфа Баренцева моря. Договор был подписан 15 сентября 2010 года в Мурманске, и подписали его президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Норвегии... Йенс Столтенберг. Да-да! Тот самый сын своего отца, который к этому времени уже перерос должность министра экологии Норвегии, но до должности генерального секретаря НАТО еще не дослужился. Многие у нас в стране считают, особенно в рыбацких кругах, что подписание этого договора было самой большой ошибкой президента Медведева.

Вот денонсацией этого двухстороннего соглашения и припугнули. И подействовало! Может быть, норвежцы осознали, что отказавшись пропускать грузы, они могут лишиться не только 175 тысяч квадратных километров шельфа Баренцева моря, но и самого Шпицбергенга? Ведь отказ пропустить наши грузы является грубейшим нарушением парижского договора по Шпицбергену, согласно которому суверенитет Норвегии над архипелагом признается только при соблюдении Норвегией некоторых обязательств перед странами, подписавшими этот договор. А если Норвегия договор не соблюдает, то, как она сможет заставить соблюдать его другие страны? А ну как проснутся и другие «подписанты» договора? А их более пятидесяти! Конечно, некоторые из них, мягко говоря, никакого отношения к Арктике не имеют. Например, Япония. Или Румыния, Чехия, Словакия, Италия. Но у них всех такие же права на ведение на Шпицбергене хозяйственной деятельности!

Словом, шум мог подняться немалый. Возможно, именно поэтому Норвегия сочла за благо не связываться с Россией из-за такого пустяка, как грузы для Баренцбурга. Правда, никто не может сказать, поставлена ли точка в этом вопросе. Уж больно преданно смотрят «наши норвежские партнеры» в рот «Большому Брату» из-за океана.

 

Фотография Татьяны Кудряшовой

Последние новости

Температура воздуха в Мурманской области будет

Сегодня утром в Мурманске температура воздуха составляет -1 градус, ветер северо-восточный 4-7 м/с Погоду Кольского полуострова 27 апреля будет определять антициклон, смещающийся с Баренцева моря в южном направлении.

Врач-офтальмолог Алексей Моренко: «Мои наработки получили научное признание»

Знаменательное событие произошло в Офтальмологическом центре Мурманска произошло знаменательное событие.

Работа в округах

За минувшие сутки специалистами Первомайского административного округа проведены следующие мероприятия: — Осмотрено 16 нежилых объектов: выявлено 4 замечания;  — Фактов торговли в неустановленных местах не зафиксировано.

Card image

Тех, кто реже будет пользоваться услугами такси и чаще — общественным транспортом, может стать больше.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *