Юнкор Малахов и другие
«Кировский рабочий», №43 от 12 апреля 1988 года. Учащиеся школы юных корреспондентов.
«Кировский рабочий», №43 от 12 апреля 1988 года. Учащиеся школы юных корреспондентов. Узнаете кого-нибудь?
Юность шестой школы пришлась на бурные 80-е. Хотя, если быть точным, то бурной была вторая половина 80-х, а в самом начале десятилетия жизнь в стране и в городе шла не спеша, и казалось, ничто не предвещает изменений и даже разрушения государства. Но и страна, и школа к концу десятилетия стали совсем другими.
В школе сменился директор, начался эксперимент по переходу на пятидневную учебную неделю, появился пед-класс, в стенах школы прошла областная олимпиада, школу впервые посетила делегация из США, а в актовом зале появился паркетный пол… Многое происходило в эти годы в апатитской средней школе №6.
В 1979 году школа торжественно отметила свой первый юбилей. Вот как описывала это событие десятиклассница Наталья Савакова: “Минувшей осенью наша родная школа отметила свое десятилетие, свой первый маленький юбилей. Праздничным и поистине торжественным был этот день и для педагогов, и для учащихся: много телеграмм и поздравлений пришло тогда от бывших выпускников. Люди разных возрастов и профессий, они работают и учатся теперь в разных уголках нашей необъятной родины”.
Некоторые из выпускников школы, окончив институты, возвращались в свой город в качестве учителей. Например, в 1982 году выпускницы шестой школы Светлана Юрьевна Солодянкина и Ирина Алексеевна Макарова пришли работать в новую пятнадцатую школу.
80-е годы проходили в стране под знаком реформ. Одной из первых стала школьная реформа 1984 года. Согласно ей, средняя общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней. Обучение детей в школе предполагалось начинать с шестилетнего возраста. В школе вводилась компьютерная грамотность и, наконец, всеобщее профессиональное обучение. Все это требовало серьезных изменений в школьном процессе.
В шестой школе не раз проводили эксперименты, опробировали нечто новое. Так, осенью 1981 года был создан класс продленного дня для 40 учеников 1Б класса. В этом классе было два учителя — Г.М. Кабдулова и В.А. Шестакова, а дети в нем проводили весь день. Класс состоял из учебной и игровой комнат. Игровая была оборудована мягкой мебелью, ковровым покрытием, шкафчиками для каждого школьника, играми. Дети были обеспечены трехразовым питанием. Для начала 80-х годов этот эксперимент был необычен и вызвал большой интерес у родителей. Класс продленного дня работал в тесном сотрудничестве с Домом пионеров: после уроков часть младших школьников занималась в оркестре народных инструментов, а другая — в кружке юного натуралиста. Полученные умения юные музыканты демонстрировали на школьных концертах. Об одном из таких выступлений рассказал в “Кировском рабочем” юный корреспондент из шестой школы Г. Морозов: “Ребята из младших классов так хорошо играли на балалайках, домбрах, на ложках, что весь ансамбль получил благодарности”.
***
Юнкоровские традиции зародились в школе еще в 70-е годы, когда городская газета неоднократно публиковала заметки ребят из шестой школы. В 80-е годы эта традиция была продолжена. Кружок юных корреспондентов, созданный при Доме пионеров из школьников, собирался два раза в неделю в здании школы. В этом кружке началась профессиональная деятельность самого известного выпускника школы Андрея Малахова. Вот его одна из первых, а может и первая заметка пятиклассника в “Кировском рабочем”, опубликованная 24 октября 1984 года:
“В конкурсе рисунков “Юность в век электроники”, проходившем в швейцарском городе Женева, приняли участие ребята из многих стран мира. В своих рисунках они рассказывали о родной земле, о доме, в котором живут, о школе, о семье, о планете Земля, которую нужно защищать и взрослым, и детям.
В числе участников конкурса были и ученицы школы №6 города Апатиты Таня Копыльцова и Олеся Кузнецова. Олесе одиннадцать лет. Ее рисунок гуашью называется “Телесвязь для всех” и изображает работу советских космонавтов в открытом космосе. Двенадцатилетняя Таня Копыльцова изобразила на своем рисунке “Праздник Севера”, то, как для маленьких детей северной народности на собачьих упряжках привезли подарки с Большой земли…
Сейчас дома у девочек хранятся призы конкурса — швейцарские часы, памятный брелок и грамота…”.
Еще одно новшество, уникальное для города, было введено в шестой школе в 1982 году. Решением исполкома Апатитского городского совета с 1 октября на базе школы №6 были открыты два одногодичных педагогических класса “с контингентом слушателей 60 человек”. Педагогические классы были формой профориентации школьников на учительские профессии. Первые педклассы в СССР были созданы на рубеже 70-80-х годов прошлого века, и шестая школа была среди новаторов в этом направлении. Показательно, что это происходило накануне реформы школы, одной из целей которых было усиление профориентационной работы.
***
Большое внимание в 80-х уделялось трудовому воспитанию школьников — одному из направлений школьной реформы. Большую помощь школе оказывали шефы — строительно-монтажное управление (СМУ) “Спецстрой-1” и автотранспортная контора (АТК) треста “Апатитстрой”. Это было неудивительно, ведь у многих школьников родители работали в этих организациях. Шефы помогли оборудовать кабинет информатики и мастерские по трудовому обучению, на базе шефствующих предприятий старшеклассники проходили трудовое обучение.
Многие старшеклассники продолжали трудовую деятельность и на летних каникулах в лагере труда и отдыха. В 1983 году в составе такого лагеря “Хибины-83” отряд из шестой школы работал в Ростовской области на полях совхоза “Южный”. За труд ребят наградили грамотами совхоза и райкома ВЛКСМ. Спустя пять лет, в 1988 году, старшеклассники школы проводили свою “летнюю трудовую четверть” на Украине, в Винницкой области. Ребята и отдыхали, и работали, получая зарплату, и путешествовали по стране.
В самой школе регулярно проводился профориентационный праздник “А ну-ка, девушки!” и, предшествующая ему Неделя профессии. В течение этой недели проходили встречи с представителями разных профессий, экскурсии на предприятия. Девушки соревновались в практических навыках: пекли пироги, готовили салаты, демонстрировали сшитую своими руками одежду. В этом им помогали учителя обслуживающего труда Н.С. Залыгина и Л.Н. Петрова.
Большое внимание в школе уделялось патриотическому воспитанию. Регулярно проводили литературные праздники, посвященные героическому прошлому страны и Заполярья. Неслучайно пионерская дружина носила имя героев 100-го погранотряда. Один из таких праздников, в 1982 году, назывался “Пою мое Отечество, республику мою”. Он был посвящен родному Заполярью. О прошлом родного края рассказала учительница школы, кавалер ордена Трудового Красного знамени М.П. Ильина. Она пятьдесят лет прожила на Севере и видела, как преображался край. Другой учитель, Л.И. Монахов, был участником боев в Заполярье. Об истории края рассказывали и другие гости праздника, которые и творили эту историю. Итоги встречи подвела ученица 10Б класса Юля Романенко: “Мы, молодые жители Апатитов, будущие его строители, верим, еще краше станет наш северный город”.
Подготовил Павел Котляренко.
(Продолжение следует).
Апатитская школа №6 в этом году отмечает большой юбилей — 50 лет. Торжество в школе пройдет 5 октября.
Если вы выпускник шестой школы и хотите поделиться воспоминаниями, фотографиями или теплыми словами — пишите на электронную почту [email protected] или [email protected]
Последние новости
ЛДПР в гостях у Радуги
В рамках социальной программы «Здравствуй, Новый год - Встречаем в кругу друзей» Благотворительная организация «Радуга» организовала праздничное мероприятие для действующих членов организации,
Председатель ЛДПР Леонид Слуцкий прокомментировал прямую линию главы государства
Сегодня Председатель ЛДПР Леонид Слуцкий прокомментировал прямую линию Владимира Путина О том, что воюющие в Курской области бойцы не получают выплаты как участники спецоперации.
Свое 35-летие ЛДПР в Мурманской области отметило торжественным мероприятием
21 декабря 2024 года в уютном и атмосферном месте «Сопки 21А» прошло торжественное мероприятие, посвящённое 35-летию ЛДПР.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией