Труд в почете
Во времена, стремительно меняющиеся, ни один из школьных предметов не избежал трансформации.
О том, кто и как учит сегодняшних школяров трудиться, корреспондент «СВ» узнал, побеседовав с учителем технологии СШ №12 и преподавателем мини-технопарка «Квантолаб» Анной Мельник.
Анна Владимировна у школьных верстаков, станков и муфельных печей уже более 10 лет, а начиналось все вовсе не с труда. Североморка закончила Мурманский педагогический колледж, по специальности «учитель изо и дизайн», затем заочно получила специальность «технолог легкой промышленности» в Московском техническом университете.
— Я с детства хорошо рисовала и обожала физику, мечтала поступить на физико-математический факультет, но мой папа сказал «нет» — физика и девочка несовместимы — и выбрал для меня творческое направление, отправив получать специальность «изо и дизайн» в педколледж, — вспоминает Анна Владимировна. — Мое первое место работы — Детская музыкальная школа поселка Сафоново. Сначала было немного страшно, потому что то, чему нас учили в колледже, на практике пришлось самостоятельно и срочно корректировать. Дети, оказывается, не хотят сидеть спокойно, не всегда отвечают на вопросы учителя и вообще не соответствуют массе пунктов, которым, согласно педагогической науке, должны соответствовать. Спасибо мудрым старшим товарищам, поддержавшим меня на старте: Алле Смирновой, Наталье Бурдюжа. Моя растерянность прошла, пришла уверенность и неподдельный интерес к педагогическому труду. В музыкальной школе поселка я проработала 5 лет. Как настоящий сельский учитель, пешком сквозь пургу и вьюгу, когда ломался автобус, добиралась до моих учеников. Я жила в Североморске и поняла, что дорога отнимает у меня много сил, но поставила себе цель — выпустить ребят, которые занимались у меня рисованием на пятилетнем курсе. Сегодня очень приятно встречать этих ребят, моих «первенцев», повзрослевших, получивших профессию, создавших свои семьи, но помнящих своего преподавателя рисования.
В Североморске Анна Владимировна устроилась в СШ №12. Свой выбор она объясняет первым детским впечатлением от этой школы, где она училась в 1 классе. Сначала ей предложили вести уроки изо и… физкультуры.
— Физкультура — это отдельная часть моей биографии, — рассказывает педагог. — Увлекаюсь восточными единоборствами, в школе участвовала в соревнованиях, потом стала тренером, будучи действующим спортсменом. Мы с моей коллегой Марией Маковской давали замечательные открытые уроки, разработали гимнастические комплексы на растяжку, гибкость, у нас дети и на шпагаты садились.
Однако о детской физико-математической мечте не так-то легко забыть, и молодой педагог смогла ее воплотить, став учителем технологии, этого универсального предмета, где есть все — физика, математика, химия, черчение, рисование, дизайн.
— Уроки труда пришли в мою жизнь после рождения третьего ребенка — мальчика, у меня две старшие дочери, — продолжает Анна Владимировна. — Наш директор Татьяна Петровна Смирнова предложила мне попробовать свои силы в преподавании технологии у мальчиков, напомнив, что специальность «технолог легкой промышленности» дает мне всю техническую базу. Я сомневалась, — я и труды, станки, инструменты, мальчишки? Но вновь решимости придали коллеги — учителя труда Николай Тихонович Друшляков и Владимир Владимирович Юрченко. Мне достались 5‑е и 6‑е, мужчины вели труды у старшеклассников.
Изначально буквально ломала стереотип о том, что трудовик — это суровый мужчина в годах, который за словом в карман не полезет. Коллеги-мужчины из других школ не воспринимали меня всерьез, думали — ну понятно, уроки вести некому, взяли ее, ну поработает и уйдет. Но когда мои ученики стали занимать первые места на городских соревнованиях, участвовать в предметных олимпиадах, на меня посмотрели по-другому. Я для себя тоже открыла большого профессионала в преподавании технологии — это Валерий Дмитриевич Хлопяников, учитель труда с почти полувековым стажем, он работал в СШ №9, сейчас в лицее №1. У Валерия Дмитриевича огромный опыт, интересные методики, дети к нему тянутся.
Программа изучения технологии в школе меняется в сторону усложнения, интеграции новых современных направлений. Если лет 7 назад таких блоков как робототехника и программирование в общеобразовательной школе не было вообще, то сейчас это в порядке вещей. Одно время даже шел перекос — техническое направление пытались заменить компьютерным разработками.
— Мое мнение: необходимо двигаться от простого к сложному, сначала техническая классика, затем компьютерные инновации, — отмечает Анна Владимировна. — Я нашла точки соприкосновения: например, в прошлом году мы с 5‑классниками выпиливали фанерные самолеты. Затем их отфотографировали с разных ракурсов, и в программе «Scratch» ребята делали компьютерную игру, где главным героем был их собственный самолетик. Он облетал высокие горы, уклонялся от туч. Знакомлю мальчишек со сверлильным станком, работаем с рубанком, из прямоугольных заготовок делаем цилиндрические, — и с этой заготовкой выходим на станок. Обычно первое изделие — это скалка в подарок маме и бабушке.
Если 1 и 2 четверти для мальчишек-пятиклашек пахнет древесиной и столярной мастерской, они в восторге от россыпи опилок и стружки, то 3 и 4 четверти — «железные», ребята работают в слесарной мастерской.
— Мальчики делают игрушечные стульчики, учатся скручиванию, закреплению, наращиванию, — рассказывает педагог. — У кого-то простые железные стульчики получаются, а кто-то добавляет обивку и создает настоящие троны с мягкими сидениями и спинками, подлокотниками и ажурными ножками. В 6 классе работаем и с токарным станком, наблюдаем и анализируем «поведение» железа в муфельной печи. Это увлекает мальчишек, они и звонка-то порой не слышат.
В арсенале кабинетов труда большой ассортимент инструментов: плоскогубцы, молотки, киянки, стамески, отвертки, штангенциркули.
— Я на уроке запрещаю говорить «дай мне вот эту штучку, а еще вот ту штучку», только по названиям, — смеется Анна Владимировна.
Свою задачу как учителя технологии она видит в том, чтобы выпустить 8‑классников, которые умеют работать с древесиной, железом, пластмассой, обслужить станки, знают названия инструментов.
— Сейчас изменился подход к преподаванию и изучению труда. Если раньше требовалось, грубо говоря, просто сколотить табуретку, то теперь мы учим табуретку спроектировать, составить смету, обосновав все затраты по материалам и инструментам, смастерить изделие и грамотно представить, разрекламировать, чтобы покупателю захотелось приобрести эту табуретку. Учим задумываться над тем, как усовершенствовать процесс, дизайн, как сэкономить на создании изделия. Мы работаем по всему производственному циклу. Поэтому и название самого урока поменялось: уже не «труд», а «технология».
Наталья СТОЛЯРОВА.
Фото Льва ФЕДОСЕЕВА и из альбома А.В. Мельник .
Анна Мельник: В канун Дня учителя желаю североморским коллегам здоровья и благополучия, а учителям СШ №12 терпения и спокойствия, в этом году профессиональный праздник мы впервые встречаем в гостях у других школ, поскольку в нашей идет капитальный ремонт.
Татьяну Петровну Смирнову, директора СШ №12, я благодарю за возможность работать в такой сильной школе, сильной своими педагогами, учениками, традициями и постоянным стремлением к развитию, росту. А что касается мальчишеской мастерской, я уверена, что после ремонта это будет самая современная мастерская в ЗАТО Североморск!
Последние новости
Больничные планируют сократить. В правительстве озвучили планы
В России планируют сократить продолжительность временной нетрудоспособности работающих россиян, вызванной заболеваниями.
Работа в округах
За минувшие сутки специалистами Первомайского административного округа проведены следующие мероприятия: — Осмотрено 9 нежилых объектов: выявлено 2 замечания; — Фактов торговли в неустановленных местах не зафиксировано.
Проект «Школа здоровья» возобновляет работу с 15 января
Проект «Школа здоровья» возобновляет работу в Мурманской области после новогодних каникул с 15 января.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией