08.10.2022

Труд в почете

Во времена, стремительно меняющиеся, ни один из школьных предметов не избежал трансформации.

Во времена, стремительно меняющиеся, ни один из школьных предметов не избежал трансформации. Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) не обошли стороной и самый прикладной школьный предмет — труд.

О  том, кто и  как учит сегодняшних школяров трудиться, корреспондент «СВ» узнал, побеседовав с  учителем технологии СШ №12 и  преподавателем мини-технопарка «Квантолаб» Анной Мельник.

Анна Владимировна у  школьных верстаков, станков и  муфельных печей уже более 10  лет, а  начиналось все вовсе не с  труда. Североморка закончила Мурманский педагогический колледж, по специальности «учитель изо и  дизайн», затем заочно получила специальность «технолог легкой промышленности» в  Московском техническом университете.

—  Я с  детства хорошо рисовала и  обожала физику, мечтала поступить на физико-­математический факультет, но мой папа сказал «нет» — физика и  девочка несовместимы — и  выбрал для меня творческое направление, отправив получать специальность «изо и  дизайн» в  педколледж, — вспоминает Анна Владимировна. — Мое первое место работы — Детская музыкальная школа поселка Сафоново. Сначала было немного страшно, потому что то, чему нас учили в  колледже, на практике пришлось самостоятельно и  срочно корректировать. Дети, оказывается, не хотят сидеть спокойно, не всегда отвечают на вопросы учителя и  вообще не соответствуют массе пунктов, которым, согласно педагогической науке, должны соответствовать. Спасибо мудрым старшим товарищам, поддержавшим меня на старте: Алле Смирновой, Наталье Бурдюжа. Моя растерянность прошла, пришла уверенность и  неподдельный интерес к  педагогическому труду. В  музыкальной школе поселка я  проработала 5  лет. Как настоящий сельский учитель, пешком сквозь пургу и  вьюгу, когда ломался автобус, добиралась до моих учеников. Я  жила в  Североморске и  поняла, что дорога отнимает у  меня много сил, но поставила себе цель — выпустить ребят, которые занимались у  меня рисованием на пятилетнем курсе. Сегодня очень приятно встречать этих ребят, моих «первенцев», повзрослевших, получивших профессию, создавших свои семьи, но помнящих своего преподавателя рисования.

В  Североморске Анна Владимировна устроилась в  СШ №12. Свой выбор она объясняет первым детским впечатлением от этой школы, где она училась в  1 классе. Сначала ей предложили вести уроки изо и… физкультуры.

— Физкультура — это отдельная часть моей биографии, — рассказывает педагог. — Увлекаюсь восточными единоборствами, в  школе участвовала в  соревнованиях, потом стала тренером, будучи действующим спортсменом. Мы с  моей коллегой Марией Маковской давали замечательные открытые уроки, разработали гимнастические комплексы на растяжку, гибкость, у  нас дети и  на шпагаты садились.

Однако о  детской физико-­математической мечте не ­так-то легко забыть, и  молодой педагог смогла ее воплотить, став учителем технологии, этого универсального предмета, где есть все — физика, математика, химия, черчение, рисование, дизайн.

— Уроки труда пришли в  мою жизнь после рождения третьего ребенка — мальчика, у  меня две старшие дочери, — продолжает Анна Владимировна. — Наш директор Татьяна Петровна Смирнова предложила мне попробовать свои силы в  преподавании технологии у  мальчиков, напомнив, что специальность «технолог легкой промышленности» дает мне всю техническую базу. Я  сомневалась, — я  и  труды, станки, инструменты, мальчишки? Но вновь решимости придали коллеги — учителя труда Николай Тихонович Друшляков и  Владимир Владимирович Юрченко. Мне достались 5‑е и  6‑е, мужчины вели труды у  старшеклассников.
Изначально  буквально ломала стереотип о  том, что трудовик — это суровый мужчина в  годах, который за словом в  карман не полезет. Коллеги-­мужчины из других школ не воспринимали меня всерьез, думали — ну понятно, уроки вести некому, взяли ее, ну поработает и  уйдет. Но когда мои ученики стали занимать первые места на городских соревнованиях, участвовать в  предметных олимпиадах, на меня посмотрели по-другому. Я  для себя тоже открыла большого профессионала в  преподавании технологии — это Валерий Дмитриевич Хлопяников, учитель труда с  почти полувековым стажем, он работал в  СШ №9, сейчас в  лицее №1. У  Валерия Дмитриевича огромный опыт, интересные методики, дети к  нему тянутся.

Программа изучения технологии в  школе меняется в  сторону усложнения, интеграции новых современных направлений. Если лет 7 назад таких блоков как робототехника и  программирование в  общеобразовательной школе не было вообще, то сейчас это в  порядке вещей. Одно время даже шел перекос — техническое направление пытались заменить компьютерным разработками.

— Мое мнение: необходимо двигаться от простого к  сложному, сначала техническая классика, затем компьютерные инновации, — отмечает Анна Владимировна. — Я  нашла точки соприкосновения: например, в  прошлом году мы с  5‑классниками выпиливали фанерные самолеты. Затем их отфотографировали с  разных ракурсов, и  в  программе «Scratch» ребята делали компьютерную игру, где главным героем был их собственный самолетик. Он облетал высокие горы, уклонялся от туч. Знакомлю мальчишек со сверлильным станком, работаем с  рубанком, из прямоугольных заготовок делаем цилиндрические, — и  с  этой заготовкой выходим на станок. Обычно первое изделие — это скалка в  подарок маме и  бабушке.

Если 1 и  2 четверти для мальчишек-­пятиклашек пахнет древесиной и  столярной мастерской, они в  восторге от россыпи опилок и  стружки, то 3 и  4 четверти — «железные», ребята работают в  слесарной мастерской.

— Мальчики делают игрушечные стульчики, учатся скручиванию, закреплению, наращиванию, — рассказывает педагог. — У  ­кого-то простые железные стульчики получаются, а  ­кто-то  добавляет обивку и создает настоящие троны с  мягкими сидениями и  спинками, подлокотниками и  ажурными ножками. В  6 классе работаем и  с  токарным станком, наблюдаем и  анализируем «поведение» железа в  муфельной печи. Это увлекает мальчишек, они и  ­звонка-то порой не слышат.

В  арсенале кабинетов труда большой ассортимент инструментов: плоскогубцы, молотки, киянки, стамески, отвертки, штангенциркули.

— Я на уроке запрещаю говорить «дай мне вот эту штучку, а  еще вот ту штучку», только по названиям, — смеется Анна Владимировна.

Свою задачу как учителя технологии она видит в  том, чтобы выпустить 8‑классников, которые умеют работать с  древесиной, железом, пластмассой,  обслужить станки, знают названия инструментов.

— Сейчас изменился подход к  преподаванию и  изучению труда. Если раньше требовалось, грубо говоря, просто сколотить табуретку, то теперь мы учим табуретку спроектировать, составить смету, обосновав все затраты по материалам и  инструментам, смастерить изделие и  грамотно представить, разрекламировать, чтобы покупателю захотелось приобрести эту табуретку. Учим задумываться над тем, как усовершенствовать процесс, дизайн, как сэкономить на создании изделия. Мы работаем по всему производственному циклу. Поэтому и  название самого урока поменялось: уже не «труд», а  «технология».

Наталья СТОЛЯРОВА.
Фото Льва ФЕДОСЕЕВА и из альбома А.В. Мельник .

Анна Мельник: В  канун Дня учителя желаю североморским коллегам здоровья и  благополучия, а  учителям СШ №12  терпения и  спокойствия, в  этом году профессиональный праздник мы впервые встречаем в  гостях у  других школ, поскольку в  нашей идет капитальный ремонт.
Татьяну Петровну Смирнову, директора СШ №12, я благодарю за возможность работать в  такой сильной школе, сильной своими педагогами, учениками, традициями и  постоянным стремлением к  развитию, росту. А  что касается мальчишеской мастерской, я  уверена, что после ремонта это будет самая современная мастерская в  ЗАТО Североморск!

Последние новости

С начала года в Мурманской области зарегистрировано 100 новых случаев ВИЧ

Мурманский врач-инфекционист рассказал, как избежать заражения ВИЧ Общее число зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции в Мурманской области с 1990 года по 1 мая 2024 года составляет 8664.

Депутат Мурманской областной Думы Александр Клементьев сообщил об ответе профильного министерства по проблемам одного из домов в н.п. 27 км.

В марте 2024 года на личном приеме к депутату Мурманской областной Думы Александру Викторовичу Клементьеву обратились жильцы дома № 20 по ул.

Мурманскому региональному отделению

  С круглой датой коллектив организации поздравил председатель профильного комитета областной Думы Станислав Гонтарь.

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *