23.09.2019

Кафедра ТПП в лицах: профессор Юрий Трофимович Глазунов

Мы открываем цикл публикаций, посвященный 40-летию создания кафедры технологии пищевых производств МГТУ . Первым героем нашего исторического сюжета станет Юрий Трофимович Глазунов, который проработал в стенах университета главным научным сотрудником при кафедре технологии пищевых производств с 2011 по 2016 год.

Глазунов Юрий Трофимович родился в г. Хабаровске 26 марта 1942. Тогда в обществе ценились образование и профессионализм. А послевоенные мальчишки поголовно мечтали стать лётчиками. Как же, лётчики-то – герои! Это стремление увлекало и Ю.Т. Глазунова.

Однако уже в школьные годы его заинтересовала астрономия, физика и только зарождавшаяся тогда космонавтика. Такое увлечение определило как направление последующего его обучения – физико-математический факультет Калининградского государственного педагогического института.

В 1965 г. Ю. Т. Глазунов был принят на должность инженера-программиста отдела технико-экономических исследований Специального экспериментально-конструкторского бюро промышленного рыболовства при Атлантическом научно-исследовательском институте рыбной промышленности и океанографии (СЭКБ АтлантНИРО). Здесь он сделал первые научные шаги, подготовил первые научные статьи и опубликовал первые брошюры, посвященные использованию сетевых моделей в эксплуатации рыбопромысловых судов.

В дальнейшем в область научных интересов Ю. Т. Глазунова вошла математическая физика, исследование операций и математическая психология.

В 1970 г. Юрий Трофимович перешёл на преподавательскую работу в Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов рыбной промышленности. Это расширило возможности его научной деятельности. В этом же году он поступил в заочную аспирантуру Института физики АН Латвийской ССР, которую окончил под руководством академика Ю. А. Михайлова в 1974 г. Там он открыл для себя новую сферу науки – теорию переноса энергии и вещества.

Окончание аспирантуры совпало с защитой диссертации на соискание учёной степени кандидата физико-математических наук на тему: «Применение метода интегральных балансов в аналитической теории взаимосвязанного тепло- и массопереноса». Защита проходила в Риге в Объединённом совете АН Латвийской ССР.

Работа, связанная с созданием и применением вариационных аналоги дифференциальных задач, привела Ю. Т. Глазунова к формулированию ряда вариационных принципов для нелинейных задач взаимосвязанного тепло- и массопереноса. Эти результаты были обобщены в книге «Вариационные методы в теории нелинейного тепло- и массопереноса», опубликованной им в 1985 г. в г. Риге совместно с Ю. А. Михайловым.

Переход в 1979 г. на работу в Калининградский государственный университет поспособствовал его дальнейшим научным успехам. Он продолжил работу над созданием вариационных принципов взаимосвязанного переноса с целью распространения действия вариационных методов на решение нелинейных задач. Его экстремаль представила собой решение исходной системы уравнений. Внешне всё это выглядит достаточно просто, однако, в практике обоснования расчётов возникает ряд важных вопросов. Сидя ночь напролёт над такой задачей (семья спит и дома стоит тишина), учёный мечтал создать теорию, подобную уже существующей для линейных уравнений.

Позднее ему это удалось. Был создан единый подход к решению обратной задачи вариационного исчисления для линейных и нелинейных проблем математической физики. Всё это подробно описано в книге «Metody wariacyjne», изданной в 2005 г. в Польше, а в 2006 г. – в России («Вариационные методы»). Задачу построения функционала, для которого интересующее нас уравнение выступает в качестве уравнения Эйлера, Ю.Т. Глазунов назвал обратной задачей вариационного исчисления.

Результаты его исследований были использованы другими учёными и позволили разрешить ряд интересных прикладных задач в теории моделирования, термодинамике, химической технологии, рудничном деле и даже в социологии и исследовании развития популяций.

Во второй половине 1980-х годов началось его сотрудничество с А.М. Ершовым, который занимался разработкой новой технологии и техники холодного копчения рыбы. Результатом сотрудничества стал ряд научных статей и книга «Моделирование процессов пищевых производств», изданная в 2008 г. в Москве и рекомендованная Министерством образования России в качестве учебного пособия для всех профильных вузов страны. В 2009 её издали в Кракове на польском языке.

Копчение рыбы связано с переносом тепла, фенолов и влаги в изменяющейся капиллярно-пористой среде. В конечном счете получилось так, что разработанные вариационные методы оказались в расчётах процессов холодного копчения рыбы в слое весьма эффективны. Их использование позволило учесть весьма тонкие эффекты изменения среды (т.е. самой рыбы) в процессе копчения, которые ранее вообще во внимание не принимались. Это дало возможность не только обосновать, но и определённым образом оптимизировать процесс копчения, создав рациональную технологию его реализации.

Дальнейшая разработка подобных проблем осуществлялась в период сотрудничества Ю. Т. Глазунова с Мурманским государственным техническим университетом в 2011-2016 гг., где он работал главным научным сотрудником при кафедре технологии пищевых производств.

Диссертацию на соискание учёной степени доктора технических наук Ю. Т. Глазунов защитил в Институте технических проблем энергетики АН Литовской ССР в 1989 г. (г. Каунас). Учёное звание профессора кафедры математического анализа он получил в 1991 г., работая на математическом факультете Калининградского государственного университета.

С 1995 г. по приглашению руководства Гданьского технического университета профессор Ю. Т. Глазунов работает в Польше. Здесь-то он и вспомнил о методе ПАТТЕРН и решил на досуге модифицировать его для разработки программ развития человеческих сообществ в малых регионах. Метод и способ применения целевого программирования описаны в книге «Logika opracowania regionalnych programów rozwojowych», изданной 2002 г. в Польше, а в 2008 – в Российской академии наук под названием «Программирование регионального развития» .

Параллельно с этим, вместе с экономистами Мурманского государственного технического университета он занимался системными исследованиями и методами обоснования устойчивости развития промышленных предприятий. Результаты этих работ опубликованы в книгах «Stabilność i wrażliwość przedsiębiorstw» (Краков, 2010) и «The influence of management tools on sustainable development of fishing enterprises» (Осло, 2011) .

Результаты исследования в области изучения законов функционирования психики были опубликованы учёным в книге «Математическая психология», изданной в 2015 г. в Германии. Этому же посвящены авторские монографии «Моделирование целеполагания» (2012 г.) и «Моделирование целеустремлённости» (2017 г.), выпущенные в России. Они нашли применение как в самой психологии, так в робототехнике и военном деле.

Исследования в области математической психологии от завершения весьма далеки. Ю. Т. Глазунову удалось только приоткрыть дверь в пещеру Аладдина, где собрано великое разнообразие сокровищ, не имеющих часто даже названия. Эти сокровища суть новые физические сущности, их динамика и отношения между ними. С целью унификации дальнейших исследований автор собрал и опубликовал эту терминологию в книге «Энциклопедия информационно-математической психологии», изданной в Москве в 2019 г.

В 2011 – 2016 г.г. Ю.Т. Глазунов был членом диссертационного совета Д 307.009.02 при Мурманском государственном техническом университете.

За достижения в развитии науки Ю. Т. Глазунов награждён первой премией Президиума Академии Наук Латвийской ССР (1987 г.), а также медалью Президиума Академии наук СССР (1989 г.). Дважды был записан в Золотую Книгу Польской Науки (2000 г. – «Учёные на переломе тысячелетий» и 2005 г. – «Учёные Объединённой Европы»). В 2009 г. за выдающиеся заслуги в области науки и образования Правительством Польши награждён медалью Комиссии народного образования. Удостоен премий различных высших учебных заведений России и Польши.

Глазунов Ю.Т. – Научная биография (10831 КБ)