02.04.2024

Хибинская азбука. Буква «Е»

Еще два героя нашей азбуки, еще две непростые биографии ученых, посвятивших себя науке. Сегодня мы представляем вам букву «Е».

Елисеевит

В 2011 году в статье В.Н. Яковенчука, Г.И. Иванюка, С.В. Кривовичева, Ю.А. Пахомовского, Е.А. Селивановой, Ю.А. Корчак, Ю.П. Меньшикова, С.В. Дрогобужской и О.А. Залкинд в журнале «American Mineralogist» был описан елисеевит – новый микропористый титаносиликат Ловозерского щелочного массива. Его формула LiNa1.5Ti2(H1.5Si4O12)O2 · 2H2O, он химически близок к линтиситу и пункаруайвиту. Минерал прозрачный, бледно-кремовый до бесцветного, со стеклянным блеском и белой чертой.

Елисеевит был найден в двух разных агпаитовых жилах в Ловозерском щелочном массиве. На горе Аллуайв он встречен в эгирин-эвдиалит-содалит-микроклиновой жиле в виде длиннопризматических до волокнистых кристаллов (длиной до 2 мм), образовавшегося в пустотах в натролитизированном содалите в тесной ассоциации с альбитом, анальцимом, катаплеитом, манганнептунитом, микроклином, мурманитом и уссингитом. На горе Пункаруайв – в уссингит-эгирин-микроклиновой жиле в виде длинно-призматических кристаллов в ассоциации с шабазитом-Ca, чкаловитом, эвдиалитом, манганнептунитом, пункаруайвитом, содалитом, сфалеритом и стенструпином-(Ce). Елисеевит является поздним, гидротермальным минералом, образующимся в результате изменения мурманита.

Название он получил в честь Николая Александровича Елисеева, замечательного российского геолога и петролога, профессора Ленинградского государственного университета, в знак признания его вклада в геологию и петрологию метаморфических и щелочных комплексов. Выпускник геологического отделения физико-математического факультета Ленинградского государственного университета Елисеев в 1925 году был принят ассистентом на кафедру геологии и начал экспедиционную деятельность в Геологическом комитете. С 1930 года трудился в Ленинградском горном институте, пройдя путь от доцента до профессора, заведующего кафедрой петрографии. В 1947 году стал штатным профессором одноименной кафедры в Ленинградском государственном университете, одновременно был сотрудником Лаборатории геологии докембрия АН СССР. Доктор геолого-минералогических наук (1938), профессор (1938), член-корреспондент АН СССР (1953). Один из главных основоположников структурной петрологии, уделял особое внимание структурному анализу интрузивных тел и рудных полей. Сочетание структурного и физико-химического анализа привело его к обоснованию естественных рядов щелочных магматических пород в сложных многофазных интрузиях.

В 1931-1937 годах под руководством Николая Елисеева проводились работы по геологической съемке Хибинского щелочного массива совместно с Ольгой Воробьевой, Борисом Куплетским и другими, по материалам которой была составлена сводная геологическая карта, структурная карта и карта полезных ископаемых, которые демонстрировались на XVII Международном Геологическом конгрессе (1937).

Ершовит

В 1991 году крупнейший минералог страны Александр Петрович Хомяков открыл в Хибинских горах неизвестный ранее минерал и в память о безвременно ушедшем коллеге дал ему имя «ершовит». Ершовит – эндемик Хибин, обнаружен в ультраагпаитовых породах лишь в двух точках. На горе Расвумчорр находится в виде зерен в агрегате термонатрита и накафита, на горе Коашва встречен в керне в ассоциации с эгирином, полевым шпатом, нефелином, содалитом, магнезиоастрофиллитом|магнезиоастрофиллит, вуоннемитом, фосинаитом, виллиомитом, расвумитом. Его химическая формула Na4K3(Fe,Mn,Ti)2Si8O22(OH)4 · 4H2O, цвет оливково-зеленый, твердость 2-3 по Моосу.

Вадим Викторович Ершов закончил МГУ в 1961 году, в 1982 защитил докторскую диссертацию о геолого-маркшрейдерском управлении качеством руд цветных металлов при подземной разработке. Он обосновал новую геологическую дисциплину – горнопромышленную геологию, науку о геологических основах управления состоянием массива горных пород, запасами и качеством сырья при освоении месторождения. Был активным участником программ по технологическому и экологическому изучению месторождений. Как преподаватель Московского горного института Ершов прошел путь от ассистента до профессора кафедры геологии. Талантливый педагог, лектор и популяризатор науки, Вадим Викторович подготовил много учебных пособий, опубликовал свыше ста научных трудов. Он состоял во множестве оргкомитетов, в том числе по высшему геологическому образованию, был членом Оргкомитета конгресса по разведке месторождений Арктики. Ершов – автор учебников для студентов горных специальностей вузов «Основы геологии», «Геология и разведка месторождений полезных ископаемых», «Основы горнопромышленной геологии», по которым учились многие современные специалисты. Именно он был главным создателем возрожденного Геологического музея в Московском горном институте.

Трагически погиб в расцвете творческих сил 3 октября 1989 года.