Смех и слезы по щелчку

Театральный зал. Гаснет свет. На сцене появляются актеры и уводят зрителя в мир комедийных или трагических историй… При этом мало кому известно, насколько большая, кропотливая работа этому предшествовала.

Театральный зал. Гаснет свет. На сцене появляются актеры и уводят зрителя в мир комедийных или трагических историй… При этом мало кому известно, насколько большая, кропотливая работа этому предшествовала. Знакомиться с театральным закулисьем я отправилась в свободную театральную компанию «ЗАТО ТЕАТР».

Читаю пьесу, актер в уме

Работа над спектаклем начинается с выбора пьесы, которая ляжет в его основу. Поэтому лето у руководителя «ЗАТО ТЕАТРА» Евгении Баркиной уходит на то, чтобы прочитать большое количество произведений самых разных драматургов. Из них она и выбирает те, с которыми хочется поработать.

- Если я абсолютно согласна с драматургом, то оставляю первоначальный вариант. Если нет, дописываю свое, - рассказывает Евгения Владиславовна. - Так, например, с самого начала работы над пьесой Аси Котляр «День рождения» у меня создавалось впечатление какой-то недосказанности. Необходимо было ввести зрителя в эту пьесу, чтобы он понимал, о чем это. Я дописала небольшой пролог, который прочитает мальчик, присоединившийся к нашему коллективу пару месяцев назад.

Кто и какую роль будет играть в выбранной пьесе, Евгении Владиславовне понятно сразу. Все люди, по ее словам, прототипы каких-то героев. Каких именно? В своих актерах она это видит во время занятий, тренингов и этюдов.

- В одном человеке больше динамики и задора, в другом - динамики и вредности… И уже понятно, что первый хорошо сыграет положительного персонажа, а второй — отрицательного.

Ребята помладше играют персонажей одного и того же типажа, а вот со взрослыми режиссер может и поэкспериментировать.

- Если актриса играла яркую комедийную роль, то мне хочется посмотреть ее в другом жанре, - продолжает Евгения Баркина. - В прошлом сезоне Анжелика Кештова играла сестру невесты с очень настойчивым и сложным характером, а в пьесе, которая готовится сейчас, она - не уверенная в себе девушка. И у нее здорово получается!

От идеи к сценарию

Далее Евгения Владиславовна начинает работу над сценарием. В нем она прописывает сюжет, развитие событий, движения, мимику актеров…

- Когда я начинаю прописывать диалоги, то, не зная, под какую музыку они будут произноситься, не смогу их написать. Она имеет свой ритм – соответственно, актеру надо отталкиваться от нее. Даже когда читаешь стихотворение под музыку и без нее, получаются два разных эффекта.

Правильно подобранная музыка создает определенную эмоциональную атмосферу. Кстати, одна из недавних постановок - «Людвиг и Тутта» - на X региональном конкурсе «Театральные надежды» была оценена именно с этой точки зрения. Как отмечает Евгения Баркина, каждая музыкальная композиция помогала актерам раскрывать образы, вела зрителя за словами.

- Как нахожу музыку? В интернете. Услышав где-то интересную композицию, я записываю себе парочку слов, потом нахожу ее и сохраняю. Точно так же я смотрю кино. Мне повезло, у меня очень хороший слух, но, на мой взгляд, музыкального образования не хватает.

Идеи для будущих декораций тоже появляются во время чтения произведений. Все задумки режиссер сначала прорисовывает на листе бумаги, с учетом размеров небольшой сцены. Кроме того, продумывается дубляж декораций для большой сцены, на которой наши актеры выступают во время фестивалей и гастролей. Воплощает в жизнь свои идеи Евгения Баркина, как правило, прямо здесь, в помещении «ЗАТО ТЕАТРА», сама или с помощью своего коллектива. Примерно на этом же этапе продумываются и костюмы для актеров, чтобы было время их доработать, что-то докупить, а то и сшить. Окончательный вариант, как правило, готов практически перед самой премьерой.

Пока только учатся

Актерское мастерство в «ЗАТО ТЕАТРЕ» начинают осваивать ребята с четырех лет, детских групп всего шесть. На занятии одной из них мне удалось побывать. Урок больше напомнил игру: ребята поют, читают стихи, показывают сценки, пантомимы… Они весело изображают коряги, тающее мороженное – всячески разрабатывают пластику. Не каждый взрослый повторит такое с первого раза.

- У самых младших ребят занятия направленны на раскрепощение, снятие зажимов, развитие уверенности, - рассказывает Егения Баркина. - Мы проводим тренинги, которые вырабатывают усидчивость, внимание, чтобы на протяжении долгого времени актер мог концентрироваться только на происходящем вокруг него, а не отвлекаться на другие вещи. Потом ребятам и в школе будет проще - они уже смогут сосредоточиться на занятиях и спокойно высидеть урок.

Как это работает

В текущем творческом сезоне в свободной театральной компании работа кипит над тринадцатью различными постановками по пьесам известных драматургов и одним новогодним спектаклем. Как отмечает Евгения Баркина, все они с глубоким подтекстом. Задействованы в постановках как самые маленькие, так и взрослые актеры. Причем группы разновозрастные, начиная от пятилетнего малыша и заканчивая взрослым составом. Сформированы они под определенные спектакли. Начинаются занятия с разминки. Со стороны выглядит весело: громкие звуки, забавные рожицы, актеры показывают друг другу языки, произносят невоспроизводимые звуки и слова, читают скороговорки и чистоговорки. При этом они не просто произносят текст, но еще и двигаются. На моих глазах группа подростков проговаривала «В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров…» и представляла, что перекладывает тяжелый арбуз. Воображаемую ягоду руками надо было переместить по заданной режиссером траектории: с пола через голову снова на пол. При этом и движения, и речь должны оставаться ровными.

- Сначала разминаем тело, а потом речь, - поясняет Евгения Баркина. - Зажатые тело, шейные позвонки и челюсть не дадут работать голосу - не будет громкого, четкого произношения. И нужных эмоций не будет, Недаром говорят, что у актера рабочий инструмент даже не мимика, а именно тело. Во время смеха задействованы и руки, и голова — работает тело. И так с любой эмоцией.

Репетиция. Я попала на прогон сцены из спектакля «День рождения». Вроде бы все идет по сценарию, дети выходят на сцену, произносят свои реплики. Из-за кулис появляется мальчик, уверенной походкой идет к своей точке…

- Нет! - тут же останавливает его Евгения Баркина. - На сцену выходишь не ты, а твой персонаж. Тут важно отыграть каждую деталь: походку, взгляд, движения, мимику…

Как оказалось, персонаж должен не идти, а красться озираясь по сторонам. Попутно Евгения Владиславовна указыывает другим актерам на недостатки или неточности в игре.

Через некоторое время актеров этой постановки меняет другой состав — одиннадцать девочек 11-13-ти лет и пятилетняя Варочка (Валю Грибанову так в коллективе называют). Все они играют героинь своего возраста, каждая из которых накануне разворачивающихся событий поругалась с родителями. Наблюдать за действиями режиссера во время репетиции не просто интересно, а даже захватывающе. Только представьте: 12 героинь, у каждой свои особенности - характер, манеры, речь… На мой взгляд, девочки изображают их вполне правдоподобно. Я даже забыла, что пришла по работе, увлеклась и внимательно следила за развитием событий. Но на самом интересном месте Евгения Баркина останавливает репетицию и объясняет актрисам, что пошло не так, дает рекомендации. Но как! В мгновение ока Евгения Владиславовна перевоплощается - и рядом с вами уже не серьезный режиссер, а застенчивый или грубый подросток, маленький напуганный ребенок…

- Не всегда приходится объяснять актеру характер обыгрываемого персонажа. Зачастую они сами интуитивно понимают и чувствуют, так как образы подобраны к их внутренней динамике, типажу, - поясняет Евгения Баркина. - Самое сложное - вытащить нужную эмоцию. Профессионалы этому учатся, они с полщелчка могут показать как истерический смех, так и просто веселый, или расплакаться. И опять же, это будет разный плачь – с истерикой, поверхностный и т.д. А здесь получается либо сам показываешь, либо подсказываешь на каких-то примерах из жизни. Но опять же, не из их жизни. В спектакле «Родители не поймут» Алине Симоновой было очень трудно говорить от лица героини, у которой нет мамы. Страшно такое представить. Чем через себя такое пропускать, просто проговорили с ней эту ситуацию. Спорный вопрос у театралов: можно ли пропускать роль через себя, вспомнив или представив какую-то ситуацию из жизни. Мое мнение: нет, нельзя!.. Невозможно раскрыть рану и тут-же ее закрыть - человек начнет плакать и не сможет вовремя остановиться. Это психологически очень сложно.

Есть у нас и специальные тренинги — смехо- и слезотерапия. Последняя дается ребятам особенно хорошо, и это здорово, они живые. Смех пробуем разный: громкий, длинный, через сомкнутые губы, открытый рот и т.д, чтобы на сцене это выглядело более естественно. Не всегда получается, даже у взрослых. Также во время смехотерапии мы стоим в кругу и все хохочем. Я обхожу людей и задеваю кого-то по плечу. Этот человек должен выключиться, то есть перестать смеяться.

Не знаю, как это работает, но актеры «ЗАТО ТЕАТРА» и правда как по щелчку прекращают смеяться. Вот это умение переключаться! Эксперимента ради попробовала смехотерапию на собственной дочке. Кнопка «выкл» сработала ровно наоборот — она конечно пыталась сдержаться, но вместо этого смеялась еще громче.

- Задача всех актерских составов — понять суть пьесы, донести ее до зрителя, передать эмоциональный фон, - рассказывает Евгения Баркина. - Иногда дети быстрее схватывают мои пожелания, чем взрослые. Это как лепить из пластилина и глины. Последняя уже затвердела - и ее надо просто разукрасить. Поэтому у взрослых проходит много психологических тренингов.

«Отдам мужа в добрые руки»

Работают в «ЗАТО ТЕАТРЕ» и над взрослыми постановками. Захожу на репетицию и вижу двух прекрасных дам, которые разговаривают между собой о жизни, детях… Оказалось, что беседуют не они, а их героини из постановки «Клуб свекровей».

- Эта пьеса о том, как мы меняемся, когда взрослеют наши дети и находят своих половинок, - комментирует Евгения Баркина. - Интересная у нас постановка «Парикмахерская у Тани» - деревенская история о взаимоотношениях подруг, супружеских пар да и просто отдельно взятых людей. В феврале запланировали премьеру спектакля «Голубцы» о взаимоотношениях мужа и жены, которые уже дошли до определенной точки кипения. Женщина не выдерживает и в порыве эмоций пишет объявление «Отдам мужа в добрые руки». А кто приходит по этому объявлению?.. И именно через этих людей супруги понимают, что никого дороже друг друга у них нет. Это один из любимых спектаклей.

Попросили взрослые театралы режиссера повторить и запомнившуюся многим постановку о женской сущности «Восемь любящих женщин», которую Евгения Баркина ставила еще на сцене ДК «Строитель». При этом из восьми героинь по разным причинам в «ЗАТО ТЕАТРЕ» остались только три. Но режиссер уже знает, кто будет играть остальных.

- Я считаю, для того, чтобы у человека получилось играть в спектаклях, ему достаточно любить театр и доверять себе, не бояться, что не получится, - говорит Евгения Баркина.

И сцену поцелуют, и песню споют

Актеры в «ЗАТО ТЕАТР» приходят по-разному. Одни захотели попробовать свои силы после просмотра спектакля, других пригласили, третьи пошли по стопам... своих детей.

- В прошлом году привели сюда сына Пашу на занятия, ему тогда было всего 4 года, - рассказывают Мария и Игорь Крисенко. - Ходили на занятия, смотрели и постепенно влились. С этого года тоже участвуем в постановке. С Евгенией Владиславовной нам очень нравится работать. Она может где-то и строгий режиссер, но справедливый: всегда поможет, подскажет, объяснит…

Иногда актеров в театр приглашают и не совсем необычными способами.

- 30 сентября на открытии «ЗАТО ТЕАТРА» нас поздравляла Елена Завгородняя и пожелала нам мужчин-актеров. На сцене также были я и моя дочь — Екатерина Воробьева. Я в шутку сказала:«Когда на сцене стоят три красивые женщины, ее надо поцеловать. Тогда она даст мужчин актеров». Мы втроем тут же встали на колени и поцеловали сцену. Вроде как подурачились. А весной к нам присоединился Андрей Шпека, актер Мурманского областного драмтетра. На одном из капустников поем с Екатериной зазывально-театральную песню на мотив «Позвони мне, позвони» Ирины Муравьевой. В нашей песне были слова: «Приходи к нам, приходи. (...) Даже если близко живешь или далеко». И к нам реально подтянулись люди с близлежащих улиц и приехала девушка из Колы!

Год театра в России завершается. Для «ЗАТО ТЕАТРА» он был плодотворным и ярким. Артисты выступили с пятью премьерами, поучаствовали в семи разных фестивалях-конкурсах, пяти творческих встречах, а также творческой лаборатории, литературных вечерах и капустниках. Следующий год будет не менее насыщенным, план мероприятий уже расписан. В нем не только репетиции, тренинги и занятия, но и многочисленные премьеры, участие в конкурсах разных уровней. Ближайшие выходные у театралов намечаются только в конце мая следующего года, когда творческий сезон закроется.

Справочно:

Евгения Баркина родилась в Казахстане. Окончила режиссерское отделение Псковского колледжа культуры и искусства. В 2006 году переехала в Североморск. В 2013 году впервые попробовала себя в качестве режиссера в народном самодеятельном коллективе театре «Поиск» ДК «Строитель». За неполные пять лет она поставила 13 спектаклей. 30 сентября 2017 года Евгения Баркина открыла свободную театральную компанию «ЗАТО ТЕАТР».

Любовь ЧЕБАНУ. Фото из архива «ЗАТО ТЕАТР» .

Последние новости

До -29 градусов может похолодать в Мурманской области

Сегодня утром в Мурманске температура воздуха составляет -14 градусов, ветер юго-западный 5-8 м/с Кольский полуостров 10 января будет находиться под влиянием юго-западной периферии циклона,

В праздники  в мурманской перинаталке на свет появились 82 ребёнка

Фото: СеверПост / Александр Логинов В Перинатальном центре с 1 по 8 января родились 82 ребёнка: 38 мальчиков и 44 девочки.

Реализацию обновленного стратегического плана «На Севере – жить» обсудили на рабочем совещании

В правительстве региона обсудили реализацию обновленного стратегического плана «На Севере – жить».

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Новосибирске, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *