Русский музей накрыл стол
Фото: Сергей Ещенко Контрасты и детали Обильные дворянские застолья, скудные крестьянские, обеды советского периода - все это и многое другое можно увидеть на выставке,
Контрасты и детали
Обильные дворянские застолья, скудные крестьянские, обеды советского периода - все это и многое другое можно увидеть на выставке, приехавшей в Мурманск из Государственного Русского музея. Экспозиция так и называется: «Приглашение к обеду». Она включает в себя произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства XVIII - XXI веков и языком изобразительного искусства рассказывает о традициях русского застолья.
- Уникальный проект, - сказала директор областного художественного музея Ольга Евтюкова. - Знакомясь с экспозицией, мы можем увидеть и понять, как многогранна была жизнь России в разные периоды. XIX век, ХХ и нынешний очень разнятся. Художники в своих картинах показали, как жила страна, позволяя зрителю погрузиться в историю.
- Сотрудничество наших музеев длится два года, - отметила на вернисаже заместитель директора Русского музея Ольга Бабина. - Надеюсь, очередная выставка порадует северян. Хлебосольство - это одна из характерных черт русского человека. Первое, что мы слышим, приходя в гости, это приглашение к столу. На экспозиции северяне могут проследить путь искусства с середины XIX века и до современного периода, увидеть, как менялись его язык, отношение к предмету. Например, как натюрморт из самого низкого академического жанра взлетает до героя авангардных произведений. Также выставка «Приглашение к обеду» позволяет увидеть историю костюма, погрузиться в русскую старину, традиции. Экспозиция дает множество поводов поговорить и подумать на разные темы.
Полная выставка, которая хранится и выставляется в Государственном Русском музее, насчитывает 300 экспонатов. За полярный круг приехала часть - 65 экспонатов. Каждый из них можно рассматривать и рассматривать.
- Если брать историческую картину, безусловно, обращает на себя внимание работа Вячеслава Шварца «Угощение боярина. Князь Серебряный в гостях у боярина Морозова», созданная в 1865 году, - сказала Ольга Бабина. - Небольшая работа с детально прописанными мельчайшими акцентами. Поцелуйный обряд - достаточно известный исторический сюжет, существует в разных интерпретациях. У Алексея Константиновича Толстого, например, в «Князе Серебряном» он несколько модернизирован, говоря современным языком. Хозяин наблюдает за супругой, дабы смутить, проверить, изменяет она ему или нет. Сюжет раскрывают детали: герои стоят перед образами, перед которыми врать нельзя.
Вторая половина XIX века - это передвижники, а значит, появляются народные образы. Так, на полотне Андрея Попова «Демьянова уха» представлена выдуманная композиция, но она создана по всем академическим принципам. Художник открывает окно, в котором мы видим реку-кормилицу, персонажей - полная достоверность интерьера, раскрывающая содержание литературного произведения.
Народную тему продолжает соседняя картина, изображающая крестьянскую свадьбу. Стол достаточно скуден, вероятно, хозяева выставили на него последнее... Но никуда не денешься - традиция есть традиция. И на контрасте еще один экспонат - живописная картина, на которой запечатлена встреча в дворянском собрании, одном из самых модных и значимых мест. Дворянские собрания имелись в разных уездах, но петербургское отличалось особым шиком.
Эксперименты и хулиганство
Солидную часть экспозиции составляют произведения авторов, работавших в авангардных направлениях. Их довольно легко отличить от академических картин. где главными являлись человек и исторический контекст. У авангардистов героем становится предмет. Взять того же Владимира Татлина, который, изображая лук-порей и редис, использовал импрессионистические методы, сглаженные цвета. А ведь он был родоначальником конструктивизма.
- Мы видим результаты многих экспериментов, которые позволяют взглянуть на хрестоматийных художников по-иному, - добавила Ольга Бабина. - Вот «Утренний натюрморт» Кузьмы Петрова-Водкина. Автор пробует размещение сферической композиции в пространстве. Или его ученик Леонид Чупятов. В картине «Белый натюрморт» он передает множество оттенков белого. Обратите внимание: в академиях учат писать натюрморт так, чтобы каждый предмет закрывал другой. Это профессиональная композиция. Наивные же художники любуются каждым предметом, размещают детали, разбрасывая их по холсту. Леонид Чупятов, имея высшее художественное образование, прибег к принципам примитивизма. Он изучает природу, берет более тяжелые вещи и помещает их наверх, вопреки всем законам композиции, а уравновешивает ее цветом и салфеткой. Интересный эксперимент!
Среди предметов натюрмортов нередко можно заметить селедку. Эта рыба стала объектом искусства не случайно. Во время Первой мировой войны в Петербурге было голодно, и селедка входила в паек. В ту пору она и появилась на натюрмортах - как образ голодного времени. С другой стороны, тогда появилось и ныне любимое многими блюдо - селедка под шубой.
Конечно же, нельзя пройти мимо работ Петра Кончаловского. На одном из своих полотен он запечатлел писателя Алексея Николаевича Толстого, сидящего за накрытым столом в гостях у художника.
- Кончаловский - один из мастеров натюрморта. В его картинах еда, чайники, чашки, другие вещи становятся живыми, самодостаточными, трепещущими, - пояснила Ольга Анатольевна. - Это как раз связано с тем, что авангардисты обратили внимание на живописную манеру, стали искать новую фактуру, новый художественный язык, отказывались от академических принципов линейной перспективы. Краски становятся яркими, значимыми. Портрет Алексея Толстого - это изображение не только человека, но одновременно и широты натуры, и гостеприимства хозяина.
Не менее любопытны работы современных авторов. Алексей Штерн, например, не окончил Казанское художественное училище, его выгнали за хулиганство. Он много лет работал как театральный художник, и эта манера отражается в картине «Владимирский рынок», которую северяне могут увидеть в выставочном зале. Работа сделана на грани живописи и скульптуры. В ней много фактуры, постановочности, театральности и даже гротескности. И при этом - много любви. Чего стоят улыбающиеся мордашки свинок, нависающие над главными героями картины! В достаточно зажатой композиции автор представил целую жизнь.
Познакомиться с «поваренной книгой» одного из ведущих музеев страны можно в Культурно-выставочном центре Русского музея. Экспозиция работает до 15 декабря.
Опубликовано: Мурманский вестник от 25.09.2019
Андреева ЕкатеринаПоследние новости
До +1 градуса ожидается в Мурманской области
Сегодня утром в Мурманске температура воздуха составляет -3 градуса, ветер юго-западный 3-9 м/с По данным Мурманского УГМС, 28 декабря на территории области ожидается облачная с прояснениями погода.
Работа в округах
За минувшие сутки специалистами Первомайского административного округа проведены следующие мероприятия: — Осмотрено 7 нежилых объектов: выявлено 2 замечания; — Фактов торговли в неустановленных местах не зафиксировано.
Медучреждения Мурманской области меняют режим работы на новогодние праздники
Минздрав опубликовал график работы врачей В Мурманской области медицинские организации меняют режим работы в новогодние каникулы 2024-2025 годов.
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения