«Да будет Бенедикт моей звездой»
Фото: Фото предоставлены Евгением Шталем С обложки смотрят яркие голубые глаза хулигана, нонконформиста, культового писателя эпохи «слома времен» - 80-90-х - Венички, Венедикта Ерофеева.
С обложки смотрят яркие голубые глаза хулигана, нонконформиста, культового писателя эпохи «слома времен» - 80-90-х - Венички, Венедикта Ерофеева. Неутомимый исследователь, историк литературы кировчанин Евгений Шталь держит в руках очередное свое детище - книгу «Венедикт Ерофеев: писатель и его окружение». Окружение имеется в виду прежде всего хибиногорское - сиречь кировское, владимирское, частью московское. А на обложке, к слову, - портрет Венички кисти местной художницы Валентины Петровой. Это тоже работает на уникальность издания.
О многом - впервые
Книга выпущена московским издательством «Ассоциация исследователей российского общества» тиражом триста экземпляров - вполне обычным и даже, можно сказать, хорошим по нынешним временам. В ней впервые представлены 160 биографических справок о людях, которые, как уже было сказано, знали будущего писателя и встречались с ним в Кировске. В городе горняков он учился в двух школах с 3-го по 10-й класс, окончив десятилетку с золотой медалью в 1955-м. Во Владимирском пединституте занимался в 1961-1962 годах. Отметим, что Ерофеев последовательно учился на филфаке МГУ, в пединститутах Орехова-Зуева, Владимира и Коломны, но ни один вуз так и не окончил - отовсюду с треском вылетал за инакомыслие и нарушения дисциплины. Есть упоминания и о московском окружении.
Евгений Шталь со свойственным ему педантизмом «проработал» персоналии, упомянутые в записных книжках Венички и его юношеской повести-дневнике «Записки психопата». Читатели увидят также снимки многих из этих людей, часть фотоматериалов, в том числе с Венедиктом Ерофеевым, публикуется впервые.
Книга, вышедшая в конце лета, уже оценена профессионалами. В будущем ее намерены использовать, как рассказал Евгений Николаевич, видные исследователи творчества Ерофеева. Так, материалами заинтересовались авторы изданной в прошлом году книги «Венедикт Ерофеев: посторонний» Олег Лекманов, Михаил Свердлов, Илья Симановский. А сейчас готовит к изданию биографию Ерофеева и Александр Сенкевич, который также с согласия автора намерен использовать ее в работе.
Помимо биографических справок в книге представлены статьи Евгения Шталя о музее писателя в Кировске, о его владимирском периоде жизни, исследования «М. Е. Салтыков-Щедрин и В. В. Ерофеев», «Генрик Ибсен - любимый писатель Венедикта Ерофеева». Впервые печатается личное дело Венички, заведенное на него в кировском детдоме. А в одном из приложений представлена попытка пофантазировать, «что написали бы о Ерофееве знаменитые поэты, если бы жили в его время, в том числе Гомер, Шекспир, Гете, Байрон». Под псевдонимом Эуджен Тару здесь скрывается… сам Евгений Шталь.
«Да будет Бенедикт моей звездой /, Которая дарует мне признанье./ Не нужен сердцу ледяной покой, / Его волнует Ерофеева дыханье» («из сонетов Шекспира»).
Долгая дорога к книге
Напомним, что исследователь, эссеист, а до недавнего времени библиотекарь Евгений Шталь был причастен к созданию первого в стране музея Венедикта Ерофеева. Он открылся в 2001 году, через два года после проведения в Кировске литературного праздника, посвященного Веничке, с участием гостей из Москвы, Санкт-Петербурга, мурманских писателей. Шталь долгое время был хранителем музея, ему же выпало быть и собирателем - он ездил в командировки по известному маршруту Москва - Петушки - Караваево - Мышлино - Владимир. Материал был накоплен большой, так что идея подготовки книги витала уже давно. Однако Евгений Николаевич, как известно, долгие годы в одиночку работал над энциклопедическим справочником «Литературные Хибины».
Теперь же, когда этот титанический труд завершен (но не окончен - Шталь дополняет сборник и надеется на переиздание), пришло время и для «Венички». Год Евгений Николаевич потратил на систематизацию материалов для справочника, немногим меньше заняла эпопея с его изданием. В конце книги автор приводит длинный список организаций и частных лиц, которые ему помогали.
На посту
«Есть люди, имена которых у всех на слуху. Есть произведения, при упоминании которых люди понимающе кивают головой, хотя, может быть, и не читали их. Но произведение известно, и многие знают, о чем в нем говорится. Именно таким автором и таким произведением является Венедикт Ерофеев и его поэма «Москва - Петушки». К Ерофееву отношение разное. Одни его совершенно не переносят, другие им восхищаются. Но равнодушных нет», - так пишет Евгений Шталь в статье «Венедикт Ерофеев и музей писателя».
Он сам, занявшись в свое время по долгу службы музеем, стал почитателем Ерофеева. «Чем больше я узнавал о его судьбе и творчестве, тем более интересен он мне становился. Неординарная личность, неординарные мысли. Конечно, он по праву занимает свое место в истории литературы», - говорит Евгений Николаевич.
Нет теперь в Кировске школы № 1, которую окончил Веничка и на которой в 1999 году так торжественно водворяли мемориальную доску. Здание признали ветхим и снесли, на этом месте теперь высится Ледовый дворец. Давно закрыта и школа № 6, где он учился, будучи детдомовцем, в период, когда отец находился в заключении, а мать была на заработках в Москве.
Из тех, кто организовывал и приветствовал создание литературного музея при библиотеке, - «иных уж нет, а те далече»: Вера Ефимовна Огурцова, Наталья Николаевна Ростова… Но есть человек, который, не будучи уже официально хранителем музея, остается истым хранителем памяти Ерофеева. Между прочим, писатель любил Кировск и всегда интересовался здешней жизнью. Спрашивал об этом у оставшейся в заполярном городе сестры Тамары, ее не стало в 2017-м. Странно, что до сих пор Кировск ограничивается лишь литературным музеем - скромным, хотя и прекрасно оформленным с помощью Дмитрия Новицкого, не материализовывая память об известном писателе как-то более существенно.
Книга Шталя, впрочем, тоже может претендовать на роль еще одного литературного памятника. А неугомонный и неутомимый Евгений Николаевич не собирается останавливаться на достигнутом.
- Много белых пятен в биографии Венедикта Ерофеева, есть над чем работать, - говорит он. - Например, до сих пор очень мало известно об отце писателя. Материалы второго судебного дела на него безвозвратно утрачены, но все же я ищу пути, как найти сведения. Надеюсь, мне удастся дополнить биографию Венедикта Ерофеева и некоторыми другими материалами.
Опубликовано: Мурманский вестник от 11.10.2019
Кабыш ЗояПоследние новости
Депутат Мурманской областной Думы Александр Клементьев проработал обращение жителей Мончегорска по проблеме вывоза ТКО с площадки возле дома № 13 по наб. Климентьева
Зимой на личном приеме к депутату Мурманской областной Думы Александру Викторовичу Клементьеву обратилась жительница дома № 13 по наб.

Уважаемые земляки, 7 апреля с 17.00 до 18.00 провожу личный прием граждан в Штабе общественной поддержки Мурманской области по адресу: пр. Ленина, дом 88
Это официальный прием, встретиться со мной, обратиться ко мне можно и в другой день.

Удовлетворен иск прокуратуры о возвращении в собственность стратегического предприятия объектов недвижимости стоимостью более 400 млн рублей
Прокуратура Мурманской области провела проверку законности отчуждения производственных объектов, являвшихся собственностью стратегического предприятия.
Ежедневная уборка
ММБУ «Управление дорожного хозяйства» сообщает, что период в с 3 по 4 апреля с улично-дорожной сети областного центра вывезено 1 155 кубометров снега, для противогололедной обработки использовано 137 тонн пескосоляной смеси.