Снижение грузооборота в прошлом году и неопределённые перспективы на 2025-й: с какими проблемами столкнулся порт Мурманска
Грузооборот порта столицы Заполярья продолжает снижаться Фото: Виталий Новиков.
Грузооборот порта столицы Заполярья продолжает снижаться
Фото: Виталий Новиков. ВКонтакте
Объем грузоперевозок в порту Мурманска в 2024 году существенно снизился в сравнении с 2023-м. По информации АСОП, с января по ноябрь прошедшего года грузооборот сократился более чем на 11%.
Проанализировав данные из открытых источников, «Хибины.ру» пришли к выводу, что тенденция к снижению грузооборота может сохраниться и в 2025 году.
К примеру, директор ММТП Павел Олейник сообщил, что по итогам 2024 года грузооборот Мурманского морского торгового порта снизился на 21,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, составив примерно 13,6 млн тонн. В интервью РБК он пояснил , что минимальную рентабельность порту гарантирует перевалка 12−14 млн тонн грузов в год, хотя потенциальная пропускная способность его мощностей — около 24 млн тонн.
Эксперт выразил мнение, что основной причиной снижения объемов обработки грузов ММТП является конкуренция между портами РФ, которая усиливается на фоне общего снижения грузопотоков.
Для сравнения: грузооборот портов России за январь-ноябрь 2024 года сократился на 2% в сравнении с 2023-м, однако порты Арктического бассейна потеряли вдвое больше (4,1%).
Как пишет "Интерфакс", за 11 месяцев 2024-го грузооборот Мурманского морского рыбного порта, основным направлением деятельности которого является перевалка и хранение рыбопродукции, увеличился на 39%. Однако этих показателей недостаточно, чтобы они повлияли на общий объём грузоперевозок, так как грузооборот ММРП составил всего 390,5 тысячи тонн.
Вместе с тем директор ММТП указал, что ключевым отрицательным фактором является удаленность столицы Кольского Заполярья от мест зарождения грузов.
«Среди всех портов Северо-Запада Мурманск сегодня — самое затратное направление для экспорта угля, при том, что именно уголь составляет две трети загрузки наших мощностей», — сказал он.
Со слов Павла Олейника, ситуация для мурманских портов может ухудшиться после запуска специализированного угольного терминала «Лавна», старт которого ожидается в начале 2025 года. Специалист указал, что при разработке планов строительства «Лавны» целевой рынок угля находился в Европе, поэтому тогда ставилась задача на увеличение экспорта.
«Тогда в Мурманске ожидались потоки грузов, сегодня их нет, поэтому речь не идет об увеличении экспорта, а фактически о перераспределении исчезающей грузовой базы. Новый терминал будет работать на том же рынке и с тем же углем. Полагаю, что они столкнутся с теми же проблемами, что и мы», — резюмировал директор ММТП.
Павел Олейник напомнил, что в следующие два года будет расширена пропускная способность железных дорог Восточного полигона, вследствие чего не менее 80 млн тонн грузов, которые сейчас следуют на Запад, перераспределятся на Восток. Также он подчеркнул, что не видит перспектив для ММПТ в замещении угля контейнерами, учитывая специализацию и уровень развития мощностей грузового порта в Санкт-Петербурге.
Кроме того, на снижение грузооборота в торговом порту Мурманска в течение всего 2024 года указывал и коммерческий директор ММТП Владислав Яковчук . По его словам, главной причиной сокращения стало уменьшение перевалки генерального груза — угля.
Справка : в декабре 2022 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении около 37,7 млрд рублей на завершение строительства жд участка почти в 50 км от станции Выходной до станции Лавна, включая мост через реку Тулому и железнодорожные подходы к порту «Лавна». Предполагается, что запуск «Лавны» будет способствовать открытию новых рынков экспортных поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Отметим, что власти Мурманской области не намерены отказываться от «Лавны», несмотря на спад на рынке угля.
«Мы не видим никаких рисков в связи со сложным периодом в угольной отрасли развития и работы нашего порта «Лавна», — сказал губернатор Андрей Чибис в ходе итоговой пресс-конференции. Евгений Фурсов
Проанализировав данные из открытых источников, «Хибины.ру» пришли к выводу, что тенденция к снижению грузооборота может сохраниться и в 2025 году.
К примеру, директор ММТП Павел Олейник сообщил, что по итогам 2024 года грузооборот Мурманского морского торгового порта снизился на 21,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, составив примерно 13,6 млн тонн. В интервью РБК он пояснил , что минимальную рентабельность порту гарантирует перевалка 12−14 млн тонн грузов в год, хотя потенциальная пропускная способность его мощностей — около 24 млн тонн.
Эксперт выразил мнение, что основной причиной снижения объемов обработки грузов ММТП является конкуренция между портами РФ, которая усиливается на фоне общего снижения грузопотоков.
Для сравнения: грузооборот портов России за январь-ноябрь 2024 года сократился на 2% в сравнении с 2023-м, однако порты Арктического бассейна потеряли вдвое больше (4,1%).
Как пишет "Интерфакс", за 11 месяцев 2024-го грузооборот Мурманского морского рыбного порта, основным направлением деятельности которого является перевалка и хранение рыбопродукции, увеличился на 39%. Однако этих показателей недостаточно, чтобы они повлияли на общий объём грузоперевозок, так как грузооборот ММРП составил всего 390,5 тысячи тонн.
Вместе с тем директор ММТП указал, что ключевым отрицательным фактором является удаленность столицы Кольского Заполярья от мест зарождения грузов.
«Среди всех портов Северо-Запада Мурманск сегодня — самое затратное направление для экспорта угля, при том, что именно уголь составляет две трети загрузки наших мощностей», — сказал он.
Со слов Павла Олейника, ситуация для мурманских портов может ухудшиться после запуска специализированного угольного терминала «Лавна», старт которого ожидается в начале 2025 года. Специалист указал, что при разработке планов строительства «Лавны» целевой рынок угля находился в Европе, поэтому тогда ставилась задача на увеличение экспорта.
«Тогда в Мурманске ожидались потоки грузов, сегодня их нет, поэтому речь не идет об увеличении экспорта, а фактически о перераспределении исчезающей грузовой базы. Новый терминал будет работать на том же рынке и с тем же углем. Полагаю, что они столкнутся с теми же проблемами, что и мы», — резюмировал директор ММТП.
Павел Олейник напомнил, что в следующие два года будет расширена пропускная способность железных дорог Восточного полигона, вследствие чего не менее 80 млн тонн грузов, которые сейчас следуют на Запад, перераспределятся на Восток. Также он подчеркнул, что не видит перспектив для ММПТ в замещении угля контейнерами, учитывая специализацию и уровень развития мощностей грузового порта в Санкт-Петербурге.
Кроме того, на снижение грузооборота в торговом порту Мурманска в течение всего 2024 года указывал и коммерческий директор ММТП Владислав Яковчук . По его словам, главной причиной сокращения стало уменьшение перевалки генерального груза — угля.
Справка : в декабре 2022 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении около 37,7 млрд рублей на завершение строительства жд участка почти в 50 км от станции Выходной до станции Лавна, включая мост через реку Тулому и железнодорожные подходы к порту «Лавна». Предполагается, что запуск «Лавны» будет способствовать открытию новых рынков экспортных поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Отметим, что власти Мурманской области не намерены отказываться от «Лавны», несмотря на спад на рынке угля.
«Мы не видим никаких рисков в связи со сложным периодом в угольной отрасли развития и работы нашего порта «Лавна», — сказал губернатор Андрей Чибис в ходе итоговой пресс-конференции. Евгений Фурсов
Последние новости
Цераксон и спорт: восстановление организма после травм
Разбираемся, как препарат помогает спортсменам быстрее восстанавливаться после травм, и в каких случаях он может стать ключевым элементом в реабилитации.
Депутат Мурманской областной Думы Александр Клементьев проработал обращение жителей Мончегорска по проблеме вывоза ТКО с площадки возле дома № 13 по наб. Климентьева
Зимой на личном приеме к депутату Мурманской областной Думы Александру Викторовичу Клементьеву обратилась жительница дома № 13 по наб.

Уважаемые земляки, 7 апреля с 17.00 до 18.00 провожу личный прием граждан в Штабе общественной поддержки Мурманской области по адресу: пр. Ленина, дом 88
Это официальный прием, встретиться со мной, обратиться ко мне можно и в другой день.

Удовлетворен иск прокуратуры о возвращении в собственность стратегического предприятия объектов недвижимости стоимостью более 400 млн рублей
Прокуратура Мурманской области провела проверку законности отчуждения производственных объектов, являвшихся собственностью стратегического предприятия.
На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Пестово, включая прогнозы на ближайшие дни и часы