Снижение грузопотока в Мурманском порту: вызовы и перспективы

Анализ текущей ситуации в Мурманском морском торговом порту и его будущем.

Как уже сообщалось, старейшее предприятие Мурманска АО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП), находящееся под управлением «Портового Альянса», в 2024 году столкнется со снижением грузопотока на 18% — с 14,8 млн тонн по итогам января-октября 2023 года до 12,1 млн тонн по итогам января-октября 2024 года. Компания работает с широкой номенклатурой грузов: уголь, в том числе добытый на Шпицбергене, окатыши, руда, щебень, генеральные грузы. Однако геополитическая обстановка не дает предпосылок для увеличения грузопотока.

Перспективы крупнейшей стивидорной компании в Арктической зоне РФ обсуждались в интервью исполнительного директора ММТП Павла Олейника.

- Павел Павлович, в 2020-2021 году к тарифу на экспорт угля РЖД давали скидку 25%. Сейчас льготного тарифа нет. Как это отражается на объёмах перевалки угля?

- Тарифную политику определяет не мы, а РЖД, и мы не знаем, какие решения они будут принимать. Мировые цены на уголь снизились, и грузоотправители столкнулись с ситуацией, когда транспортные расходы при отправке в Мурманск «съедают» всю маржу, что приводит к убыткам.

Тарифы в адрес порта Мурманск выше, чем в адрес Усть-Луги или Тамани. Мы компенсировали это тем, что работали с большими судами Capesize и Panamax — за счет больших объемов разница нивелировалась. Однако объёмы угля будут снижаться, и оптимизма по этому вопросу у нас нет.

Грузопоток ММТП по итогам десяти месяцев снизился на 17-18% по сравнению с 2023 годом (в этот же период объёмы перевалки угля снизились на 16,5%). Начиная со второго полугодия этот процесс ускорился.

- Возможен ли перевод угля на западный берег Кольского залива?

- Сложно перевести на западный берег то, чего нет на восточном.

- Какой тариф для экспорта угля был бы справедливым?

- Все зависит от точки зрения. Справедливым для кого? Порт заинтересован в своей загрузке, но нужно исходить из интересов государства. Мурманск — единственный порт на западе России, который дает выход в океан.

Порт нужен как действующая полноценная организация, способная функционировать и работать с любыми видами грузов.

- Что может заменить выбывающий объём угля?

- Мы уже работаем с железорудным концентратом и окатышем. В этом году отправили три судна Capesize и одно Panamax по Севморпути. Однако, при мощности порта в 20 млн тонн на ЖРК приходится только 3-3,5 млн тонн в год, поэтому активно привлекаем другие грузы. Мы готовимся получить разрешительную документацию на работу с химическими удобрениями.

- ММТП рассматривает возможность работы с контейнерами?

- Мы готовы и подтвердили это на уровне правительства Мурманской области. Мы разработали цифровую модель порта, которая позволяет нам моделировать совмещение различных грузопотоков.

- Насколько целесообразно строить новые терминалы и порты в Мурманске?

- Проекты терминалов требуют проработки и расчетов. Нужно понимать, есть ли у инвесторов грузовая база.

Пока мы фиксируем снижение грузопотока и не видим предпосылок для его роста в краткосрочной перспективе.

- Как можно минимизировать угольную пыль в Мурманске?

- Мы привлекли специалистов для разработки мер по снижению пыли. В этом году мы провели большую работу, построив математическую модель и разработав пакет мер для снижения пыления.

Мы пришли к решениям, которые позволят минимизировать пыление, однако свести его к нулю невозможно.

Последние новости

Цераксон и спорт: восстановление организма после травм

Разбираемся, как препарат помогает спортсменам быстрее восстанавливаться после травм, и в каких случаях он может стать ключевым элементом в реабилитации.

Депутат Мурманской областной Думы Александр Клементьев проработал обращение жителей Мончегорска по проблеме вывоза ТКО с площадки возле дома № 13 по наб. Климентьева

Зимой на личном приеме к депутату Мурманской областной Думы Александру Викторовичу Клементьеву обратилась жительница дома № 13 по наб.

Удовлетворен иск прокуратуры о возвращении в собственность стратегического предприятия объектов недвижимости стоимостью более 400 млн рублей

Прокуратура Мурманской области провела проверку законности отчуждения производственных объектов, являвшихся собственностью стратегического предприятия.

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Будённовске, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *