Снижение грузопотока в Мурманском порту: вызовы и перспективы
Анализ текущей ситуации в Мурманском морском торговом порту и его будущем.
Как уже сообщалось, старейшее предприятие Мурманска АО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП), находящееся под управлением «Портового Альянса», в 2024 году столкнется со снижением грузопотока на 18% — с 14,8 млн тонн по итогам января-октября 2023 года до 12,1 млн тонн по итогам января-октября 2024 года. Компания работает с широкой номенклатурой грузов: уголь, в том числе добытый на Шпицбергене, окатыши, руда, щебень, генеральные грузы. Однако геополитическая обстановка не дает предпосылок для увеличения грузопотока.
Перспективы крупнейшей стивидорной компании в Арктической зоне РФ обсуждались в интервью исполнительного директора ММТП Павла Олейника.
- Павел Павлович, в 2020-2021 году к тарифу на экспорт угля РЖД давали скидку 25%. Сейчас льготного тарифа нет. Как это отражается на объёмах перевалки угля?
- Тарифную политику определяет не мы, а РЖД, и мы не знаем, какие решения они будут принимать. Мировые цены на уголь снизились, и грузоотправители столкнулись с ситуацией, когда транспортные расходы при отправке в Мурманск «съедают» всю маржу, что приводит к убыткам.
Тарифы в адрес порта Мурманск выше, чем в адрес Усть-Луги или Тамани. Мы компенсировали это тем, что работали с большими судами Capesize и Panamax — за счет больших объемов разница нивелировалась. Однако объёмы угля будут снижаться, и оптимизма по этому вопросу у нас нет.
Грузопоток ММТП по итогам десяти месяцев снизился на 17-18% по сравнению с 2023 годом (в этот же период объёмы перевалки угля снизились на 16,5%). Начиная со второго полугодия этот процесс ускорился.
- Возможен ли перевод угля на западный берег Кольского залива?
- Сложно перевести на западный берег то, чего нет на восточном.
- Какой тариф для экспорта угля был бы справедливым?
- Все зависит от точки зрения. Справедливым для кого? Порт заинтересован в своей загрузке, но нужно исходить из интересов государства. Мурманск — единственный порт на западе России, который дает выход в океан.
Порт нужен как действующая полноценная организация, способная функционировать и работать с любыми видами грузов.
- Что может заменить выбывающий объём угля?
- Мы уже работаем с железорудным концентратом и окатышем. В этом году отправили три судна Capesize и одно Panamax по Севморпути. Однако, при мощности порта в 20 млн тонн на ЖРК приходится только 3-3,5 млн тонн в год, поэтому активно привлекаем другие грузы. Мы готовимся получить разрешительную документацию на работу с химическими удобрениями.
- ММТП рассматривает возможность работы с контейнерами?
- Мы готовы и подтвердили это на уровне правительства Мурманской области. Мы разработали цифровую модель порта, которая позволяет нам моделировать совмещение различных грузопотоков.
- Насколько целесообразно строить новые терминалы и порты в Мурманске?
- Проекты терминалов требуют проработки и расчетов. Нужно понимать, есть ли у инвесторов грузовая база.
Пока мы фиксируем снижение грузопотока и не видим предпосылок для его роста в краткосрочной перспективе.
- Как можно минимизировать угольную пыль в Мурманске?
- Мы привлекли специалистов для разработки мер по снижению пыли. В этом году мы провели большую работу, построив математическую модель и разработав пакет мер для снижения пыления.
Мы пришли к решениям, которые позволят минимизировать пыление, однако свести его к нулю невозможно.
Последние новости
Сергей Дубовой принял участие в заседании Правительства Мурманской области
В центре внимания – итоги работы Уполномоченного по правам ребенка и Уполномоченного по правам человека в Мурманской области.

Прокуратурой города Апатиты проведена проверка соблюдения трудовых прав работников пунктов выдачи заказов
Прокуратурой города Апатиты проведена проверка соблюдения трудовых прав работников пунктов выдачи заказов.

Прокуратурой Терского района выявлены нарушения законодательства о занятости населения и социальной защите инвалидов
Прокуратурой Терского района проведена проверка исполнения требований законодательства о занятости населения и социальной защите инвалидов.
Жизнь после зависимости
Путь к восстановлению